Анабиоз

Лизинг
«Эксперт» №15 (941) 6 апреля 2015
Рынок лизинга, как и вся финансовая отрасль, столкнулся с торможением. Однако лизинговые компании пытаются адаптироваться к сложившимся условиям и найти силы, чтобы выжить и развиваться

Стоимость новых договоров лизинга, заключенных в течение 2014 года, сократилась по сравнению с 2013-м на 17,34%. Исходя из этого показателя специалисты Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики сделали вывод, что объем нового бизнеса на лизинговом рынке России в 2014 году составил 1,092 трлн рублей с учетом НДС. На 31 декабря 2014 года портфель лизинговых договоров (без учета их качества и реструктуризации задолженностей) вырос по сравнению с показателем годичной давности на 14,9% в рублях, но сократился на 33,2% в долларовом измерении.

Иными словами, российский рынок лизинга, как и прочих финансовых услуг, столкнулся с серьезным замедлением. Объемы портфелей пока растут, однако грядет неизбежное изменение как их структуры из-за реакции лизинговых компаний на кризис, так и снижение качества портфелей, что может больно ударить по всей отрасли. Тем не менее у лизинговых компаний есть заметные резервы. Во-первых, производительность труда, которая у российских игроков ниже, чем у зарубежных компаний-аналогов; во-вторых, возможность диверсификации как кредитной базы, так и лизингового портфеля. Но главное — освоение новых рынков и новых услуг.

Время подумать

Рынок лизинга погружался в кризис весь 2014 год. «Ситуация, в которой сейчас оказалась российская экономика в целом, а также инвестиционный процесс и рынок лизинга в частности, прогнозировалась достаточно давно. Уже в начале 2014-го было замечено сокращение объемов продаж на рынке автотранспорта по сравнению с предыдущим годом. Резкое падение цены нефти только усилило процессы торможения экономики, ведь инвестиционные бюджеты формировались исходя из ее стоимости 100 долларов за баррель. Повышение Центробанком ключевой ставки снизило инвестиционную активность большинства хозяйствующих субъектов — рынок инвестиций всегда быстро реагирует на общеэкономическую ситуацию в стране. Экономические и геополитические события 2014 года привели к тому, что и динамика рынка лизинга изменилась в сторону снижения», — комментирует итоги прошедшего года генеральный директор компании «Балтийский лизинг» Дмитрий Корчагов.

«Прошлый год стал особенным не только для лизингового рынка, но и для всей экономики. В связи с санкциями, введенными западными странами по отношению к нашим крупнейшим финансовым институтам, у российской экономики в целом исчезла возможность привлекать дешевое долгосрочное фондирование. Соответственно, в текущей ситуации экономика России напоминает компанию, которая вынуждена жить только за счет собственных средств. От эффективности государственных расходов, в том числе на инфраструктурные проекты, сейчас во многом зависит состояние экономики страны в ближайшей перспективе. Безусловно, все это отразилось и на лизинговом рынке, так как лизинговые компании традиционно имеют невысокую долю собственных средств (достаточность капитала на уровне 10 процентов считается в отрасли высокой), и для них невозможность привлечь финансирование означает невозможность заключать сделки.

«Критерий выживания — качественный портфель»

«Эксперт» обсудил ситуацию на рынке лизинга и его перспективы с генеральным директором ОАО «ВТБ Лизинг» Андреем Коноплевым.

 

— Какие ключевые события произошли на рынке в 2014 году?

— В целом к значимым событиям для рынка можно отнести отсутствие ликвидности, повышение Банком России ключевой ставки в течение одного квартала с восьми до 17 процентов, а также стремительное обесценивание рубля.

Знаковым для железнодорожного сегмента в 2014 году стало принятие правительством страны нового, более расширенного и доработанного документа в рамках стимулирования покупки инновационного подвижного состава, а также предоставление скидки на тариф при порожних рейсах. Однако к оживлению рынка в четвертом квартале минувшего года это не привело: крупные сделки не заключались.

Изменения затронули рынок автолизинга. Несмотря на негативный фон, по итогам прошлого года некоторые автомобильные бренды продемонстрировали положительную динамику на падающем рынке. Основной пик продаж в 2014-м пришелся на четвертый квартал: в декабре зафиксировано рекордное количество продаж транспорта, а также лизинговых сделок. Ажиотажный спрос на автомобили подстегнул лизинговый рынок, количество сделок в «ВТБ Лизинге» по сравнению с предыдущим периодом выросло в среднем на 40 процентов.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок в 2015 году?

— Текущие экономические условия — санкции, принятые США и рядом западных стран, закрытие доступа на рынки иностранного капитала, что привело к высокому уровню стоимости денежных ресурсов и усилению инфляции, — в совокупности негативно влияют на рынок лизинговых услуг. В нынешних условиях даже для крупного бизнеса предлагаемые процентные ставки являются запредельными с точки зрения реализации крупных инвестпроектов.

В железнодорожной отрасли несоответствие лизинговых платежей и доходности рынка перевозок приведет к новой волне реструктуризации и консолидации рынка. Указанные факторы вынуждают отдельных игроков отказываться от подвижного состава и ухудшать свои рыночные позиции. По нашим прогнозам, основной спрос на рынке подвижного состава будут формировать, как и прежде, кэптивные компании крупнейших вагоностроителей.

Падение объемов авиаперевозок и изменившиеся условия сотрудничества с иностранными авиапроизводителями (в том числе вследствие санкций) привели к пересмотру крупнейшими игроками отрасли прежних планов по обновлению флота. Мы не ожидаем существенного изменения в этом сегменте в 2015 году, его ждет закономерное снижение активности по сравнению с 2014-м.

Но даже при пессимистических сценариях развития экономики в этом году можно прогнозировать незначительный рост в сегменте автолизинга у крупных лизинговых компаний. Большая часть розничных лизинговых игроков снизит объемы выдачи, часть уйдет с рынка полностью. На фоне падения продаж автомобилей, в среднем до 30 процентов, наблюдается интерес к лизингу со стороны тех клиентов, которые ранее приобретали автотранспорт на собственные средства.

Поддерживать рынок будут бюджетные автомобили, а также легкий коммерческий транспорт и среднетоннажные грузовики. Положительное влияние здесь могут оказать государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса, большие инфраструктурные проекты.

С начала года в «ВТБ Лизинге» отмечается перераспределение спроса покупателей в сторону отечественных производителей и вторичного рынка автомобилей. При этом происходит увеличение количества лизинговых сделок — в январе их число выросло на 45 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

— Рассматриваете ли вы возможность покупки лизинговых компаний либо их портфелей в текущем году?

— Мы рассматриваем приобретение таких компаний или их портфелей как возможное направление развития, однако внимательно анализируем качество портфелей, сопутствующие юридические, имущественные, налоговые и иные риски. С учетом падения рынка и сложности организации долгосрочного фондирования для лизинговых компаний можно ожидать увеличения таких предложений.

— Пересматривали ли банки ставки по уже действующим договорам?

— Ставки по действующим договорам «ВТБ Лизинга» с банками не пересматривались.

— Каковы, на ваш взгляд, критерии выживания и успешности лизинговых компаний в 2015 году?

— На наш взгляд, критерии выживания и успешности лизинговых компаний — это, во-первых, качественный портфель с точки зрения кредитных, валютных, процентных рисков. Во-вторых, сбалансированность активов и пассивов. В-третьих, достаточная ликвидность, доступ к источникам фондирования. Лишь эффективное совокупное управление всеми тремя этими аспектами позволит лизинговым компаниям успешно пережить кризисный период.

Мы видим развитие нашей компании в таких направлениях, как лизинг автомобильного транспорта и спецтехники. Возможно также участие в государственных программах, продолжение работы в традиционных для компании сегментах.

— Как кризис повлиял на продуктовую линейку компании?

— До настоящего кризиса флагманами российского лизинга, в том числе и для «ВТБ Лизинга», были авиа- и железнодорожный лизинг. В настоящий момент большая доля нового бизнеса приходится на автолизинг и лизинг спецтехники, возвращается аренда подвижного состава.

Несмотря на ситуацию, сложившуюся в российской экономике, у «ВТБ Лизинга» сохраняются одни из самых лояльных на рынке условий для финансовой аренды автотранспорта. Сформированная в течение 2014 года продуктовая линейка на сегодняшний день сохраняется. Изменения коснулись только отдельных параметров, которые были приведены в соответствие с ростом цен на автомобили. По ряду продуктов была увеличена максимальная стоимость предмета лизинга и остаточная сумма финансирования. В линейке экспресс-продуктов был снижен на несколько пунктов минимальный размер аванса.

«ВТБ Лизинг» планирует продолжать сотрудничество с дилерами и автопроизводителями в выработке программ, способных сделать приобретение транспорта в лизинг более доступным и выгодным.

— Какие изменения происходят в работе компании из-за девальвации рубля?

— В компании внедряются более строгие процедуры управления валютным риском и риском ликвидности, что отражает рост данных рисков в связи с изменившимися внешними условиями. Усиливаются требования в части контроля валютных рисков, происходит переход на рублевое фондирование.

— Какова сейчас платежная дисциплина клиентов, заключивших валютные договоры?

— Резкое увеличение курсов валют, безусловно, отразилось на клиентах с валютными договорами лизинга — их платежи значительно выросли. У некоторых клиентов возникли проблемы с платежеспособностью. В этих условиях обсуждаются наиболее приемлемые и целесообразные варианты: реструктуризация платежей на различных принципах, возможно, с изменением структуры сделки, либо отказ от использования имущества и его реализация, поиск новых получателей и так далее.