Медицина в облаках

Русский бизнес
НОВЫЙ БИЗНЕС
«Эксперт» №18-19 (944) 27 апреля 2015
— На что делаете ставку? — Частная медицина — быстрорастущий рынок, его обслуживание дает очень большие возможности.

Что такое пациент для врача? Поток информации. В мире уже сложился  целый сегмент многофункционального программного обеспечения в медицине, который перевел всю бумажную работу клиник в «облако», а врачей, пациентов и страховщиков — в интернет, в сегмент Digital Health, цифрового здравоохранения.

В США, откуда пришло само понятие, это большой рынок с жесткой конкуренцией, который ежегодно накачивается миллиардами долларов инвестиций. Главная цель — сэкономить на лечении и ускорить оказание услуги. В России объем «поднятых» инвестиций укладывается в несколько миллионов долларов. Резких взлетов здесь не наблюдается, однако, если учитывать обычное время отставания от мировых лидеров в три—пять лет, — мы на пороге пикового спроса. Кому удастся в нем поучаствовать?

Сегодня самый внятный проект — это созданная разработчиками из Хабаровска MEDESK. Вложив 400 тыс. рублей, программисты Владимир Ковальский и Дмитрий Лазуткин в 2008 году начали привязывать к себе клиники программой для электронного управления документами. Вывести дело на самоокупаемость удалось через три года. В конце 2013-го была запущена «облачная» версия, постепенно обраставшая новыми опциями. Компания работает по абонентской плате с тарифной сеткой от 3 тыс. в месяц до премиального тарифа — свыше 49 тыс. рублей. Платформой пользуется более 1 тыс. врачей, администраторов, экономистов в 21 российском регионе. По ней обслуживается более 115 тыс. пациентов и сотрудников. Сторонних инвестиций пока не привлекли — реинвестировали в масштабирование 1 млн долларов, изъяв их из своего небольшого оборота 10 млн рублей в год.

И это на фоне похожей, развивающейся параллельно с MEDESK, американской Practice Fusion, получившей около 155 млн долларов инвестиций и фактическ, поддерживаемой президентом Штатов. 

Что дает соединение медицины с IT

Возможности Digital Health безграничны и до конца еще не осмыслены. Оцифровка, систематизация, учет рабочего времени, расписания сотрудников, сведение информации и изолированных баз данных (врача, лаборатории, скорой помощи, страховщика), сенсоров, датчиков, консультаций врачей на единой «облачной» платформе и создание в результате единой информационной системы — начальный этап. «Например, мы открываем возможности функциональной диагностики. Что это значит? Страна большая, врачей не везде хватает. И к нам клиники обратились с таким вопросом: а если мы медсестре в любой точке за две тысячи километров от Москвы поручим снимать данные с пациента для ЭКГ или электроэнцефалографии, она будет отгружать их в систему, столичный врач сможет их расшифровывать и возвращать? То есть пациент, придя в свою маленькую больницу в небольшом городе, фактически попадает на прием к специалисту самого высокого уровня, которого сложно найти в регионе. Причем здесь зарабатывают обе стороны — и клиника, которая сняла показания, и клиника, которая интерпретировала данные. Через нашу систему проходят десятки тысяч таких потоков в месяц. Или приехал врач скорой помощи, снял показатели, они