Неестественный отбор

Русский бизнес
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ
«Эксперт» №20-21 (945) 18 мая 2015
В связи со значительным увеличением бюджетного финансирования экономики правительство намерено взять под контроль рынок электронных торговых площадок. Бизнес же опасается, что результатом станут нечестная конкуренция и рост издержек
Неестественный отбор

Российский рынок электронных торговых площадок (ЭТП) сформировался несколько лет назад и пока остается одним из немногих благополучно развивающихся без особого надзора со стороны государства. Однако в ближайшее время ситуация может измениться. Ожидается, что за счет дополнительных антикризисных бюджетных вливаний в экономику объемы закупок вырастут с 23,5 трлн рублей в прошлом году до 28 трлн в ближайшие год-два. Значительная часть этих средств пройдет через электронные площадки. А если будет принят закон о проведении всех госзакупок только в электронной форме, обороты ЭТП могут вырасти кратно. Чтобы бюджетные деньги расходовались более прозрачно, правительство по поручению президента взялось навести порядок в системе электронных закупок и сейчас рассматривает сразу несколько законопроектов на эту тему. В том числе предложение Минэкономразвития, которое, по сути, лоббирует установление госконтроля над всеми ЭТП. Это не на шутку встревожило участников рынка: от такого регулирования они ожидают чего угодно, вплоть до коррупционного передела, но только не порядка. Госконтроль поставит под удар молодой быстрорастущий бизнес — ведь за последние 7–10 лет обороты среднестатистического оператора на этом рынке выросли с десятков миллионов до нескольких миллиардов рублей.

Под шумок законотворчества

Сейчас только пять из 127 ЭТП уполномочены проводить торги по заказу органов власти (по 44-му Федеральному закону о закупках для государственных и муниципальных нужд). Эти площадки (принадлежат ВТБ, Сбербанку, Банку Москвы, Тройка-Д банку и другим) были отобраны правительством несколько лет назад, в основном по техническим характеристикам, для большей прозрачности закупок товаров и услуг на бюджетные средства. Именно их и касается первая, относительно либеральная на вид инициатива правительства: обновить перечень таких электронных площадок, чтобы к работе с бюджетными деньгами могли быть допущены другие участники рынка.

Все остальные ЭТП сейчас могут работать только с не зависимыми от бюджетных обязательств юридическими лицами, в том числе с компаниями с госучастием, на которые сегодня приходится львиная доля заказов. По данным портала Zakupki.gov.ru, из общего объема регулируемых государством закупок в 2014 году до 74% (свыше 17 трлн рублей) было сделано юридическими лицами, большей частью госкомпаниями и естественными монополиями. Эти цифры МЭР и приводит в обоснование своей второй законодательной инициативы: взять под контроль закупки компаний с участием государства (50 плюс одна акция), некоторых естественных монополий («Россети», РЖД и прочие), а также всех, кто получит из бюджета деньги на инвестпроекты. Оба законопроекта не вызывают особых нареканий у широкого круга экспертов, за исключением единичных замечаний.

Однако, как выяснилось, в марте этого года на стол первому заместителю председателя правительства Игорю Шувалову лег доклад министра экономического развития Алексея Улюкаева, в котором он прямо говорит теперь уже о необходимости сократить число во