Спасибо на добром слове

Политика
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ
«Эксперт» №23 (947) 1 июня 2015
Кризис на рекламном рынке и раздутые местные бюджеты на самопиар уничтожают независимую региональную прессу. За мерами поддержки регулятивного характера власти пока не замечают пользы от создания экономических стимулов для развития СМИ
Спасибо на добром слове

«Ваши газеты неинтересны! Более интересные журналы, независимые, скажем, не могут быть у нас? Нужно выходить в люди, в народ и писать, тогда ваши газеты будут покупать и читать! Газета должна быть независимой, будь она против меня или какая другая любая. Кадыровы типа не разрешают — вот как оправдываются! Клянусь Аллахом, позволяют!» — бушевал глава Чечни, обращаясь к журналистам из местных СМИ, поголовно зависимых от республиканских дотаций. Причиной для гнева Рамзана Кадырова послужила история 17-летней девушки Хеды Гойлабиевой, выданной замуж за 47-летнего руководителя РОВД. Пока скандал вовсю раскручивала федеральная пресса, чеченские журналисты хранили осторожное молчание. И неожиданно поплатились за самоцензуру вместе с министром печати, ответившим должностью за робость коллег.

Пример Чечни, конечно, стоит особняком хотя бы потому, что предпосылок для образования в республике независимых СМИ, по понятным причинам, было немного. Однако сегодня многие российские регионы уверенно движутся в сторону монохромного информационного поля, подминая региональную прессу. И государство, и рынок генерируют слишком мало механизмов поддержки и стимулов для существования независимой журналистики на местах.

Имидж за счет президента

«Общероссийский народный фронт» (ОНФ), возглавивший борьбу с нецелевыми тратами региональных властей, опубликовал рейтинг субъектов, которые не жалеют бюджетных денег на «освещение деятельности органов исполнительной и законодательной власти». В 2014 году на имиджевые расходы регионы потратили 36,3 млрд рублей, примерно столько же запланировано и на нынешний, кризисный, год. Практически полностью эти деньги перечислены подконтрольным СМИ. Еще 3 млрд 368,2 млн рублей прошли через систему госзакупок по тендерам на размещение информуслуг у сторонних организаций. По данным Минфина, эта цифра в три раза выше — 10 млрд 482,8 млн руб. «Фронтовики», впрочем, анализировали лишь тендеры, которые касались выступлений, рабочих поездок и интервью местных чиновников, а в министерстве к этому добавили публикации материалов социальной направленности и официальных документов.

Регионы, таким образом, фактически проигнорировали прямое указание президента оптимизировать расходы на информационное освещение деятельности органов государственной власти, которое глава государства дал еще в 2013-м. В лидерах по имиджевым тратам — Москва, Московская область, Ямало-Ненецкий округ, Санкт-Петербург и Татарстан (см. таблицу). На столицу приходится треть всей суммы — 13,6 млрд рублей. Для сравнения: структурам ВГТРК в 2015-м году из федерального бюджета решено выделить чуть менее 18 млрд — на десяток каналов и радиостанций, корпункты по всей стране и за рубежом, регулярные командировки, масштабные проекты, огромный штат сотрудников. Впрочем, активы столичной медиаимперии не менее значительны: телеканалы «Москва 24» и «Москва Доверие», радиостанции «Москва FM», «Радио Москвы» и Moscow FM, медиахолдинг «Москва Медиа», информационное агентство «Москва», сетевое изд