Список Фауста

Культура
ТЕАТР
«Эксперт» №23 (947) 1 июня 2015
В МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Мефисто. История одной карьеры» по роману Клауса Манна в постановке Адольфа Шапиро
Список Фауста

В первом действии «Мефисто» главный герой Хендрик Хёфген фонтанирует энергией. Он бросается во все стороны, он одержим идеей создания театра нового типа; минутные сомнения иногда охватывают его, но восприимчивость к быстро меняющейся обстановке не позволяет ему слишком долго задерживаться в этом состоянии. Исполнитель главной роли Алексей Кравченко буквально перескакивает в динамично смонтированных друг с другом сценах из одной ипостаси своего персонажа в другую, по пути демонстрируя взрывной темперамент, недюжинные вокальные данные и атлетическое сложение, к которому прилагается еще и умение пластично двигаться. Его персонаж совершает последовательный путь наверх — он без устали ищет ту волну, которая подхватит его и вынесет из провинциального болота на сцену столичного театра. Кравченко с самого начала играет суетливого пустозвона, не лишенного таланта и обаяния. Хёфген тщеславен и готов ради успеха пойти на самообман, но при этом не способен даже на мелкие злодейства. Другое дело, что со временем граница, разделяющая добро и зло, становится все более размытой, и герою, который поставил во главу угла своей жизни искусство театра, становится труднее находить ориентиры.

Клаус Манн писал Хендрика Хёфгена со своего ближайшего друга и родственника Густафа Грюндгенса, который не в выдуманной, а в своей собственной судьбе поставил превыше всего театр и вышел из схватки с судьбой если не победителем, то и не проигравшим. Перед Манном и Грюндгенсом, как и перед многими другими их соотечественниками, в тот момент, когда национал-социализм набирал силу, стоял тяжелый выбор: уехать или остаться. Манн уехал, Грюндгенс остался. Манн вел с режимом борьбу извне, вплоть до службы в действующей американской армии. Грюндгенс с блеском играл на сцене Берлинского театра и вытаскивал своих подопечных из тисков диктатуры. Его коронная роль — Мефистофель, которую он исполнял едва ли не до конца своих дней. На этом обстоятельстве и строится драматургия романа Клауса Манна. Он описывает, как движимый тщеславием актер и в своей собственной жизни становится «частью той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Такова цена успеха в предлагаемых жизнью обстоятельствах. Но в какой-то момент иллюзия рассеивается, и человек, в своем сценическом образе с легкостью соблазняющий человеческие души, чувствующий себя повелителем мира, в жизни вдруг оказывается Фаустом, который уже вступил в сделку с дьяволом, незаметно для себя превратившись в игрушку в его руках. Эта ключевая коллизия, момент прозрения тщетности усилий, когда должен наступить катарсис, в спектакле Шапиро несколько смазан только по одной причине: режиссер подписал обвинительный приговор главному герою уже в самом начале. Для него путь Хёфгена начиная с того момента, когда тот женится на женщине из аристократической семьи, не будучи в нее даже влюбленным, — это чреда предательств. Зрителей очень быстро проводят через ту стадию, когда Хёфген будто бы и в самом деле ловко разыгрывает одну комбинацию за другой