Пять вечеров в опере

Культура
Москва, 08.06.2015
«Эксперт» №24 (948)
На этой неделе в электротеатре «Станиславский» начинается премьерный показ оперного сериала «Сверлийцы» шести российских композиторов

«Сверлийцев» Борис Юхананов поставил по собственному одноименному роману. Авторами музыки к шести частям «Сверлийцев» стали Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский, Владимир Раннев, Алексей Сысоев и Дмитрий Курляндский, написавший музыку к первой опере цикла.

«Эксперт» беседует с Дмитрием Курляндским о том, что собой представляют современная опера и жизнь современного российского композитора.

— Какое место опера как жанр занимает в современном музыкальном мире, когда, с одной стороны, ее поджимают шедевры классиков, с другой — мюзиклы Эндрю Ллойда Вебера?

— С третьей — оперетта. Опера живет своей жизнью, периодически пересматривая, что она собой представляет. В двадцатом веке, например, появился такой жанр, как камерная опера: она предусматривает малый инструментальный состав и ограниченное число солистов. Это сейчас самая востребованная форма на современной музыкальной сцене, что вызвано не в последнюю очередь бюджетными соображениями. В то же время любой уважающий себя европейский оперный дом ежегодно выпускает несколько премьер больших опер современных композиторов. А если посчитать и большие оперы, и малые, то в Германии, например, ставится ежегодно в общей сложности по три десятка современных опер. Существуют конкурсы современных опер. Три года назад я выиграл такой конкурс в Австрии с камерной оперой «Астероид 62». Существуют фестивали, в первую очередь Мюнхенский. Помимо этого почти все крупные музыкальные фестивали представляют постановки современных опер. Так что жанр жив, и живет он в том же режиме, что и в эпоху классицизма. В меньшей степени его можно соотносить с периодом позднего романтизма, когда опера перешла в разряд общедоступных жанров. Хотя классическая музыка всегда была элитарным явлением, предназначенным для узкого круга людей. Моего «Носферату» (опера, поставленная Теодоросом Терзопулосом в Пермском театре оперы и балета. — «Эксперт») мы трижды играли в Перми, и это было три аншлаговых зала. Один раз сыграли в Москве, и тоже был аншлаг. «Носферату» хватило бы еще на несколько аншлагов. Это лишний раз доказывает, что все не так уж плохо.

— Как вы оцениваете присущий современным поклонникам оперы избыточный консерватизм? Например, если в один вечер будет идти «Носферату» и «Севильский цирюльник», скорее всего, большинство сделает выбор в пользу того, что уже хорошо известно.

— Я не очень понимаю такое явление, как публика в целом. Мне кажется, что идея публики как единого организма, который направляется или в одну точку, или в другую, уже не работает. Может быть, еще недавно она работала, но сегодня — уже нет. Искусство стратифицировалось, и публика вместе с ним. Каждое направление, которых сейчас бесконечное множество — сколько авторов, столько направлений, сколько композиторов, столько стилей, — находит свою аудиторию. Можно сетовать, что у того или иного композитора не очень многочисленная публика, но дело в том, что понятие большой публики сейчас стирается. Есть привычные вещи, они продолжают работать по инерции

У партнеров

    «Эксперт»
    №24 (948) 8 июня 2015
    США-ФИФА 1:0
    Содержание:
    Опасная игра

    Живущая по своим законам и еще недавно неприкасаемая чиновничья машина мирового футбола оказалась под ударом. Будет ли разрушен статус-кво? И каковы риски пересмотра важнейших решений ФИФА о странах проведения чемпионатов мира 2018 и 2022 годов?

    Реклама