Консолидация элит — фундамент успешного развития*

Тема недели / КОНСОЛИДАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ Кризисные годы безжалостно указали на ущербность сырьевой модели развития России

Зародившийся курс на модернизацию экономики разбился о закрытый вследствие санкций иностранный рынок заемного капитала. Либеральные реформы в социальном секторе, образовании, здравоохранении вызывают все больше критики и пока демонстрируют свою полную несостоятельность. Политическая система аморфна. Экономика стагнирует, несмотря на оптимистические лозунги членов правительства. Пока что общество и власть консолидированы внешней угрозой и зарождающимися контурами национального самосознания. Но все более очевидно, что в ближайшее время государству предстоит сделать выбор в пользу четкой и структурированной модели социально-экономического развития. И теперь уже нет сомнений, что это должна быть своя, «домашняя» разработка с опорой на исторически сложившиеся особенности и черты народного хозяйства.

Вполне вероятно, что за примером эффективной модели далеко ходить не нужно. За годы жизни постсоветской России ряду регионов удалось выстроить свою эффективную концепцию развития. Далеко не факт, что она окажется успешной в масштабах страны. Однако если удастся выявить некоторые сквозные элементы этой системы, доказавшие практическую пользу на протяжении длительного отрезка времени, то они могут стать каркасом для национального плана развития.

На начальном этапе исследования, проведенного силами Института общественного проектирования и журнала «Эксперт», мы пытались выяснить, каким образом консолидация местных элит влияет на успех стратегии социально-экономического развития региона. Понятие «элита» мы рассматривали под самым широким углом: это люди или группы людей, принимающие и реализующие стратегические решения управления регионом, а также оказывающие влияние на эти решения. Исполнительные элиты (правительство области), законодательные (депутаты областной думы), муниципальные (работники муниципалитетов и муниципальные депутаты), бизнес-элиты (местные и приходящие в регион предприниматели), финансовые (банки и институты развития), экспертные и общественные элиты (общественные организации, профсоюзы, интеллигенция), местные федеральные элиты (сетевые ресурсные организации, силовики, контролеры).

Мы провели серию глубоких анонимных интервью с представителями элитарных групп в трех российских регионах — Калужской, Тюменской и Белгородской областях. В рамках исследования не ставилась задача оценить степень консолидации элит. Хотя мы изначально предполагали довольно высокие значения этого показателя, опираясь хотя бы на общероссийский рейтинг эффективности губернаторов (его составляет Фонд развития гражданского общества), учитывающий оценку консолидации. В ходе работы удалось не только подтвердить наши предположения, но и выявить формальные и неформальные механизмы плотного взаимодействия элитарных групп в трех регионах.

При этом оказалось, что местные элиты консолидированы не только по политическим мотивам, но и (что крайне важно) вокруг стратегии социально-экономического регионального развития, идейным вдохновителем которой является сильный губернатор. То