Неоплаченный ущерб

Русский бизнес
Москва, 29.06.2015
«Эксперт» №26-27 (950)
На федеральных автодорогах в конце этого года начнет работать система «Платон», которая позволит государству взимать плату за проезд тяжеловесных грузовиков

Нововведение коснется грузовиков массой свыше 12 тонн, которые наносят дорожному полотну наибольший ущерб — ежегодно на сумму до 180 млрд рублей. Средства, собранные с владельцев 12-тонников в автоматическом режиме, будут направляться на ремонт и содержание федеральных трасс.

Подобные системы хорошо зарекомендовали себя во многих странах, однако российские владельцы тяжеловесных фур не горят желанием отчислять средства в дорожный бюджет. Самые жаркие споры ведутся по поводу тарифа. В течение последнего года его хотели установить на уровне от 3,5 до 3,73 рубля за километр. Но, по всей видимости, лобби грузовладельцев и хозяев большегрузного транспорта оказалось сильнее специалистов Росавтодора. По данным Минэкономразвития, плата на уровне 3,5 рубля за километр значительно увеличит стоимость автомобильных перевозок, что неизбежно отразится на цене потребительских товаров. Чтобы этого избежать, считают эксперты Минэкономразвития, тариф не должен превышать 0,64 рубля за километр. Премьер-министр Дмитрий Медведев уже дал поручение проработать вопрос о снижении тарифа и подготовить проект соответствующего постановления. Это будет сделано в начале июля. Если тариф действительно будет снижен почти в шесть раз, то окупаемость системы «Платон» и смысл ее окажутся под сомнением.

 

За рубежом платят

 

Системы для взимания платы (СВП) с большегрузного транспорта функционируют во многих странах мира. Самая совершенная из них, Eurovignett, внедрена в Европе, где разрешение на проезд грузовиков можно приобрести на сутки, неделю, месяц или год. А в Швейцарии, Австрии и Италии возможна и покилометровая оплата проезда. При этом во всех случаях средневзвешенная ставка сборов отражает затраты на строительство, эксплуатацию и развитие национальной дорожной сети.

Опираясь на этот принцип, каждая из стран ЕС разработала собственную тарифную систему, где на плату за проезд может влиять целый ряд факторов. «Например, в Чехии тариф зависит от массы автомобиля, его экологического класса, типа трассы и времени суток», — рассказывает представитель компании FM Logistic Александр Дьяконов. В Германии тариф складывается из двух составляющих: инфраструктурной и экологической. «Его размер зависит как от класса экологической безопасности двигателя, так и от количества осей транспортного средства. Для двигателей Евро-6 экологическая часть равна нулю, а для Евро-3 составляет 32 евроцента за километр. Инфраструктурная часть колеблется от 12,5 до 13,1 цента за километр», — говорит заместитель гендиректора компании «Совтрансавто» Андрей Брашкин. Ежегодно немецкая СВП приносит государству около 4,5 млрд евро, при этом уровень неплатежей за десять лет ее эксплуатации составляет лишь около 1%. При этом немецкая автоматизированная система не требует существенных затрат на установку и администрирование, поскольку она использует спутниковые средства позиционирования. В результате СВП Германии считается экспертами лучшей.

 

Фуры в рамках

 

В России идея внедрить свою систему сбора платы с тяже

У партнеров

    «Эксперт»
    №26-27 (950) 29 июня 2015
    Глухая стена неолиберализма
    Содержание:
    Корпус стражей институциональной революции

    Петербургский международный экономический форум показал: экономические проблемы России видны все отчетливее, но их все меньше пытаются решать с помощью экономических инструментов

    Тема недели
    Международный бизнес
    Потребление
    Панорама страхования
    Реклама