Сладости по системе Toyota

Кондитерская фабрика «Метрополис» из кубанского Армавира всего за два года значительно нарастила свое присутствие в ближнем зарубежье, а в перспективе планирует выйти на европейский рынок. Руководство предприятия всерьез намерено построить компанию мирового уровня и для этого начало внедрять одну из самых авторитетных систем управления производством
Сладости по системе Toyota

С Феликсом Айрапетяном, генеральным директором холдинга «Индустриальный союз Кубани», в структуру которого входит фабрика «Метрополис», мы познакомились на недавнем деловом форуме «Краснодар — город для бизнеса». Его выступление на одном из круглых столов принципиально отличалось от того, что говорило большинство других участников дискуссии. Пока другие предприниматели рассуждали о новом кризисе или пеняли властям на недостатки действующей системы господдержки, г-н Айрапетян обратился к теме эффективного управления производством. Как следовало из его слов, именно работа над качеством менеджмента позволяет компании рассматривать новые риски как нормальное поведение постоянно меняющейся среды, а не как фатальную угрозу.

Полтора года назад фабрика «Метрополис», входящая в холдинг «Индустриальный союз Кубани», начала внедрять на своем производстве систему управления компании Toyota, которая пользуется огромным авторитетом среди топ-менеджеров многих крупных компаний. Вообще, ориентироваться на лучшие мировые образцы — довольно редкий, если не сказать экзотический, путь для сравнительно небольших региональных предприятий. Но именно такой подход, убежден Феликс Айрапетян, в конечном итоге и приведет компанию к высоким результатам — особенно если не забывать, что кондитерский рынок высококонкурентный, причем небольшим игрокам на нем приходится постоянно сталкиваться с транснационалами.

Сейчас доля «Метрополиса» на рынке Краснодарского края составляет порядка 30%. Два года назад компания приступила к расширению сбыта в России и странах СНГ, в дальнейших планах — поставка продукции в Европу. Собственно, выход на внешний рынок — это и есть наиболее закономерный путь развития для компании, которая внедряет на своем производстве мировые стандарты. На этом пути армавирская фабрика в прошлом году уже достигла нового отечественного порога выручки для крупного бизнеса — 2 млрд рублей при показателе EBIDTA 270 млн рублей. На предприятии сейчас работает 1200 человек.

 

Армавирские уроки японского

— На каком этапе развития компании вы пришли к необходимости менять систему управления производством?

— В момент, когда компания хочет вырасти, но не может этого сделать, внутри предприятия возникает дезинтеграция подразделений, а это влияет на уровень обслуживания клиентов и качество продукции. Мы видели, что наш продукт востребован, и пришли к такой системе, которая позволяет производить его более качественно, делить производство по операциям, повышать производительность труда.

— Почему вы выбрали именно систему Toyota, а не другие методики?

— Мы ежегодно участвуем в лин-саммите в Геленджике, именно там познакомились с президентом Toyota Engineering Corporation Кейсуке Одзава. Этому человеку семьдесят лет, сорок из них он проработал с Toyota. Мы заключили контракт, и раз в месяц он прилетает к нам из Японии на неделю, обучает сотрудников, ставит задачу, а в следующий приезд проверяет, как она выполнена.

— Насколько существенно приходилось изменять наработки Toyota для