Залечь на дно

Эксперт-авто
РОССИЙСКИЙ АВТОРЫНОК
«Эксперт» №29 (952) 13 июля 2015
Российский авторынок, вероятно, достиг нижней точки падения и скорее всего больше сокращаться не будет. Восстановления объема продаж новых машин можно ждать через два-три года
Залечь на дно

«Российский авторынок нащупал дно» — об этом в последние недели начали говорить аналитики и участники рынка. Да, по сравнению с прошлым годом падение продаж новых машин по-прежнему выглядит внушительно: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в мае в России было продано 125,8 тыс. автомобилей — почти на 38% меньше, чем в мае 2014-го. По итогам июня объем рынка составил чуть более 140 тыс. новых машин, что на 29,7% ниже, чем в июне прошлого года.

Однако если проанализировать абсолютные цифры продаж по месяцам с начала года, то можно увидеть, что они остаются приблизительно на одном уровне (см. график 1). Это позволяет говорить, что рынок достиг дна и продажи стабилизировались на определенном уровне. «Это как раз тот порог, ниже которого падать уже некуда, — говорит Сергей Целиков, директор аналитического агентства “Автостат”. — Он соответствует текущему состоянию нашей экономики, покупательной способности населения».

С такой оценкой согласен и президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Владимир Моженков: «Есть основания предполагать, что дно автомобильного рынка было зафиксировано именно в марте-апреле 2015 года, когда в долевом выражении падение продаж превышало 40-процентный рубеж».

По мнению Сергея Целикова, дальше рынок падать уже не будет и текущий ежемесячный объем продаж, 110–130 тыс. автомобилей, сохранится как минимум на все лето, а возможно, и до конца года. В декабре может даже произойти небольшой традиционный подъем, но не более чем до 140–150 тыс. машин. Таким образом, по итогам года в России будет продано порядка 1,5–1,6 млн новых легковых автомобилей, что на 30–40% меньше, чем в 2014-м.

Напомним, что это более оптимистичный прогноз, нежели предыдущий. В начале весны многие предсказывали падение рынка минимум на 50%, а скептики предрекали, что продажи рухнут не менее чем на 70%. Сейчас, похоже, столь пессимистические предположения не сбываются. «Даже при самом плохом развитии событий будет продано не менее 1,3 миллиона автомобилей, — объясняет Сергей Целиков. — Это на 45 процентов меньше, чем в прошлом году, однако напомним, что ранее рассматривался еще и “шоковый” сценарий, предусматривавший сокращение емкости авторынка до 1,1 миллиона единиц. Сейчас, после стабилизации ситуации, этот вариант исключается».

Удержать цену

За счет чего рынку удается стабилизироваться и прекратить падение? Один из ключевых факторов связан со сдерживанием роста цен на новые машины. Напомним, что по сравнению с прошлым годом доллар подорожал к рублю более чем на 60%, а евро — почти на 40%. Однако при этом рублевые цены на машины увеличились значительно меньше: по данным агентства «Автостат», в среднем рост цен на новые автомобили с начала года составил 15–30%.

Более того, с середины весны в связи с укреплением рубля цены во многих случаях даже снижаются. «Автопроизводители начали активно переписывать ценники начиная с ноября-декабря 2014 года, когда курсы доллара и евро по отношению к рублю вышли на максимальные уровни. И в сред

Потенциал роста

 zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzauto_pod.jpg

Артем Гусаров, управляющий директор компании KIA Motors Rus:

— Несмотря на текущую нестабильную ситуацию на российском рынке, мы верим, что он сохраняет большой потенциал роста. Мы согласны с независимыми аналитиками, что рынок способен выйти на объемы 2014 года в ближайшие три года. К факторам роста относятся необходимость обновления российского автопарка, сравнительно низкий уровень автомобилизации населения, емкость производственных мощностей российских и иностранных автопроизводителей на территории России. В дополнение к этому мы наблюдаем новый тренд: сокращается средний срок владения, становится все больше клиентов, которые предпочитают регулярно, каждые три-четыре года, обновлять свои автомобили, высоко ценят дизайн и передовые технологии. Совокупность этих факторов дает основания ожидать постепенной стабилизации и возобновления роста российского автомобильного рынка на горизонте двух-трех лет.

Что же касается трансформации рынка, то можно говорить, что на фоне текущей экономической ситуации спрос смещается в сторону более доступных моделей. В частности, мы наблюдаем рост доли сегмента В+, где представлен наш KIA Rio. Доля этого сегмента на российском авторынке по итогам пяти месяцев текущего года составила 36 процентов, что на шесть процентных пунктов превышает аналогичные показатели прошлого года. А вот внедорожники, чья доля на российском автомобильном рынке росла на протяжении последних лет, в 2015-м несколько уступили свои позиции: доля так называемого SUV-сегмента в январе–мае 2015 года сократилась до 34 процентов, хотя в прошлом году этот показатель за аналогичный период составлял 37 процентов. Интересно, что даже в кризис клиенты не хотят жертвовать комфортом — мы не наблюдаем смещения спроса в сторону более доступных комплектаций. Например, покупатели продолжают так же охотно приобретать автомобили с автоматической коробкой переключения передач и обращают внимание на инновационные опции и оснащение.

В целом мы считаем, что кризис — это новые возможности и стимул для дальнейшего развития бизнеса. В 2014 году KIA стала компанией номер один в России по объемам продаж среди иностранных брендов, заняв 7,9 процента рынка. С начала текущего года мы наблюдаем рост этого показателя. Доля бренда KIA на российском рынке по итогам пяти месяцев 2015 года достигла 9,7 процента. Одновременно стоит отметить, что кризис не повлиял на планы KIA по запуску новых продуктов в России. С начала года мы запустили уже пять новых и обновленных моделей: новый KIA Sorento Prime, обновленные Picanto, Rio седан, Rio хетчбэк и Venga. Российский рынок остается ключевым для KIA. Россия занимает четвертую строчку в мире по объемам продаж автомобилей нашего бренда и обеспечивает семь процентов продаж KIA на глобальном уровне.