Шанс на прорыв

Новый морской арктический порт Сабетта может стать крупнейшим многофункциональным транспортным хабом в российской Арктике. Для этого нужно соединить его с единой сетью железных дорог страны

Глобальное потепление и развитие проектов добычи нефти и газа в российской Арктике дает нашей стране уникальный шанс на превращение Северного морского пути из сугубо внутреннего маршрута в новый международный транспортный коридор. Ключевая точка на этом пути — новый арктический порт Сабетта, который строится на северо-восточной оконечности полуострова Ямал. На совещании, посвященном развитию этого порта в транспортно-логистической схеме Уральского федерального округа по экономическому освоению территории Российской Федерации», которое в дни проведения Петербургского международного экономического форума — 2015 прошло под председательством полномочного представителя президента РФ в УрФО Игоря Холманских, было отмечено, что в прошлом году через Сабетту переправлено 2 млн тонн грузов. Это более половины всей загрузки Севморпути в 2014 году (общий объем перевозок по этому маршруту, включая транзитные, составил 3,9 млн тонн). А уже через пять лет продукция только двух новых ямальских индустриальных центров — Тамбейского и Новопортовского — увеличит ежегодную загрузку Севморпути в шесть раз, до 25 млн тонн (8,5 млн тонн нефти с Нового Порта и 16,5 млн тонн сжиженного природного газа в рамках проекта «Ямал СПГ»).

Однако возможности Сабетты с этого только начинаются. Соединение порта с единой сетью железных дорог страны позволит создать в центральной части российской Арктики многофункциональный транспортный хаб, возможности которого выходят далеко за пределы России.

Точка притяжения

На месте маленького поселка Сабетта, где в 2006 году проживало всего 19 человек, сейчас развернулось грандиозное строительство крупнейшего российского завода по сжижению природного газа (проект «Ямал СПГ») и нового российского морского порта. За последние три года здесь был создан аэропорт с твердой взлетно-посадочной полосой, через который на сегодняшний день перевезено более 60 тыс. пассажиров, построен вахтовый поселок, где живет 10 тыс. человек (на пике стройки их будет 15 тыс.), строится электростанция мощностью 376 МВт. Уже возведены два резервуара для хранения СПГ, каждый по 160 тыс. кубометров, а на Южно-Тамбейском месторождении, которое станет сырьевой базой завода, пробурено и обустроено 35 эксплуатационных скважин (всего их будет более 200). В июне в порту было закончено строительство четвертого грузового причала, на 20% готовы два терминала по отгрузке СПГ. В Санкт-Петербурге для работы в Сабетте и проводке по Севморпути караванов с арктическими углеводородами строятся три новых уникальных атомных ледокола, а в Южной Корее — танкеры-газовозы ледового класса, которые с 2017 года будут доставлять ямальский СПГ в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Стройка в Сабетте поистине всенародная. «Уралмаш» делает для проекта уникальные буровые установки «Арктика», Уральский трубный завод поставляет трубы, авиационные перевозки осуществляют авиакомпании «Ямал» и «ЮТэйр». Курган и Тюмень, Челябинск и Югра поставляют продукцию и услуги, научные разработки, трудовые

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №35 (954) 24 августа 2015
    Рубль на перепутье
    Содержание:
    Привыкаем к доллару по 70?

    Очередной виток девальвации рубля был неизбежен. Рубль остановится тогда, когда нефть прекратит дешеветь. Тогда мы получим новый равновесный курс

    Повестка дня
    Потребление
    Как не рассыпать мусор по дороге
    Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
    В ожидании вала банкротств
    Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
    Очень, очень плохой банк
    ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать
    Реклама