Усыновление крупным планом

Культура
Москва, 21.09.2015
«Эксперт» №39 (958)
Канал TLC на этой неделе начинает показ российского документального проекта «Реальное усыновление». Его авторы предлагают зрителю разговор о социальных проблемах в формате, отличающемся от общепринятого

С 1 сентября в России больше нет детских домов. Вместо них — семейные центры по устройству детей-сирот. Теперь дети, которые по тем или иным причинам оказались под опекой государства, должны как можно скорее оказаться в семье. Но и в детских домах они будут жить совсем в других условиях, которые должны минимизировать психологический дискомфорт пребывания в казенном учреждении. И это настоящая революция.

Премьера «Реального усыновления» совпала с ее началом случайно. Работа над шестисерийным документальным проектом шла не один год. Выбор этой темы был обусловлен скорее ее сложностью. Режиссер Сергей Глазунов воспринял идею сделать документальный проект об усыновлении как профессиональный вызов: «Мы подумали, что было бы здорово показать, как развиваются события в семьях, которые приходят к решению взять ребенка из детского дома, с какими трудностями они сталкиваются, что происходит в этот момент».

Продюсер проекта Ольга Тимофеева, будучи специальным корреспондентом журнала «Русский репортер», не однажды писала об усыновлении и в результате оказалась эмоционально вовлечена в эту тему: «Хотя за последние десять лет атмосфера в обществе значительно потеплела, все же по отношению к семьям с приемными детьми сохраняется какая-то подозрительность. Люди думают: вроде как с ними немножко что-то не то, раз они взяли ребенка из детского дома. Ребенка могут не принять в детский сад или школу из-за того, что он приемный, соседи будут судачить за спиной, врачи в поликлинике — вздыхать о наследственности. Мы хотим, чтобы в обществе сложилась более дружественная атмосфера для приемных семей. Для этого нужно показать людям, что приемные семьи такие же, как и все остальные».

«Показать» значит вторгнуться в жизнь людей с камерой на несколько месяцев. Все, что будет происходить дальше, непредсказуемо: герои могут отказаться от съемок в любой момент, также они могут отказаться от своих предварительных обещаний, могут возникнуть какие угодно обстоятельства, которые изменят ход событий в любую сторону. Это то, что в первую очередь предполагает документальный проект, то, в чем заключаются его и сложность, и ценность. Если событие происходит, то его нельзя перенести из-за того, что, например, в этот момент у проекта кончились деньги и к съемкам нельзя привлечь звукорежиссера или еще одного оператора: ты просто идешь и снимаешь исходя из тех возможностей, которые у тебя есть на данный момент. Авторам проекта приходилось выдерживать баланс между необходимостью следить за событиями и при этом не перегружать героев своим присутствием в тот момент, когда они делают один из самых ответственных выборов в своей жизни. В этом случае малобюджетность проекта сыграла ему на руку. Постоянность состава съемочной группы, который мог выглядеть и так: камера — Сергей Глазунов, микрофон — Ольга Тимофеева, позволяла фиксировать те моменты, когда герои переставали обращать внимание на то, что за их действиями следит телевизионная камера.

Формат «Реального усыновления» не предусматривает ве

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (958) 21 сентября 2015
    Усыновляют реально
    Содержание:
    Начальная школа политического выживания

    Реформированная политическая система страны дает новые возможности для вовлечения граждан в публичную политику. Гранд-задача — подчинить бюрократию публичной политике — становится актуальной, но будет решена не завтра

    Новый бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама