Макрокризис под микроскопом

Эксперт 400 Анализ показателей 400 крупнейших компаний России позволяет проследить, как экономика вползает в кризис. Реальный рост оборота первого корпоративного эшелона остановился еще два года назад, а в прошлом году «крупняк» зафиксировал худший за последние десять лет финансовый результат деятельности

Первый эшелон крупнейших компаний довольно точно отражает тенденции и коллизии, характерные для всей экономики. Если ВВП РФ в прошлом году показал едва заметный реальный рост (+0,6%), то выручка 400 крупнейших российских компаний в постоянных ценах выросла лишь на 0,4% — до 52,2 трлн рублей. Анализ ретроспективы показывает, что реальный рост выручки топ-400 резко затормозил уже в 2012 году, а в 2013-м уже фактически остановился (см. график 1). Аналогичную динамику демонстрировал и наш ВВП. Собственно, в факте близкой динамики нет ничего удивительного — выручка 400 крупнейших компаний составляет 41% совокупного выпуска экономики (этот показатель помимо ВВП включает в себя еще и промежуточное потребление, то есть является точным содержательным аналогом показателя корпоративной выручки для всей экономики).

Цена «пропуска» в топ-400 за последние десять лет выросла с 4,2 до 14,9 млрд рублей. В долларовом выражении этот рост составил 2,6 раза: если в 2004 году выручка компании, замыкающей список крупнейших, составляла 146 млн долларв, то в прошлом году — 384 млн долларов.

С 2004 по 2014 год в рейтинге принимали постоянное участие 82 компании (интересно, что в рейтинге по капитализации таких компаний всего пять). Больше всего «старожилов» среди машиностроителей (10 компаний), представителей транспортной отрасли (9), банков (8), черной металлургии (7) и нефтянки (6).

Рейтинг традиционно демонстрирует высокую концентрацию первого эшелона корпоративного бизнеса. На первый дециль приходится 62% суммарного объема реализации всех участников, это лишь немногим меньше, чем в 2007 году, а доля децилей со второго по четвертый незначительно выросла (см. график 2). Самыми концентрированными отраслями, как и в рейтинге по капитализации, являются нефтяная и нефтегазовая промышленность (7 компаний в первом дециле составляют половину общего объема реализации предприятий нефтяного сектора) и банковский сектор. При этом первые три дециля (120 крупнейших компаний) ускорили рост выручки по сравнению с 2013 годом, тогда как остальные притормозили, а замыкающие список 40 компаний десятого дециля показали почти пятипроцентное снижение номинальной выручки (см. график 3).

Крупнейшие отрасли участников рейтинга — нефтяная и нефтегазовая промышленность, банковский сектор и розничная торговля. На компании этих трех отраслей в сумме приходится чуть более половины суммарной выручки (см. график 4).

Финансовые результаты работы крупнейших компаний в прошлом году удручают. Чистая прибыль прибыльных фирм сократилась на 20%, до 3,66 трлн рублей, тогда как чистый убыток убыточных компаний удвоился, достигнув 1,4 трлн рублей. В результате чистый финансовый результат (ЧФР) по топ-400 рухнул на 42%, до 2,24 трлн рублей. Это худший показатель в реальном выражении за последние десять лет, на треть недотягивающий до измеренного в современных ценах ЧФР 2009 года (см. график 5). А доля убыточных компаний перевалила за четверть (104 единицы) против 17% в 2013-м и 8,5% в 2012 году.

Среди участни

 belic.jpg

Генеральный директор УК «Локомотивные технологии» Алексей Белинский:

— Сервисный локомотивный холдинг «ЛокоТех» впервые попадает в рейтинг крупнейших компаний России с объемом реализации в 2014 году свыше 65 миллиардов рублей. При этом темп роста выручки оказался одним из самых значительных в экономике страны. Такая динамика объясняется объективными процессами, которые происходят в железнодорожной отрасли.

Речь идет о структурной реформе РЖД, которая была утверждена правительством в 2001 году. Среди множества последовавших вслед за этим реорганизационных процессов произошла передача на конкурсной основе сервисной локомотивной инфраструктуры частным компаниям для повышения ее эффективности и конкурентоспособности. В 2012 году по итогам тендера в состав ГК «ЛокоТех» вместе с ОАО «Желдорреммаш» вошли десять локомотиворемонтных заводов и инжиниринговый центр.

Спустя полтора года, в середине 2014-го, ОАО РЖД провело открытый аукцион, и в результате нашей победы производственные мощности холдинга значительно расширились за счет передачи в эксплуатацию 92 сервисных локомотивных депо и более 100 других производственных подразделений. Штат ГК «ЛокоТех» заметно увеличился благодаря переходу бывших сотрудников РЖД и составил более 60 тысяч человек. Это произошло в результате подписания сорокалетнего контракта на полное сервисное обслуживание 14799 локомотивов между ОАО РЖД и компанией «ТМХ-Сервис».

Вместе с передачей ГК «ЛокоТех» инфраструктуры для обеспечения заводского и деповского ремонта тягового подвижного состава произошел нелинейный рост объемов реализации.

Она выросла более чем на 100 процентов в результате вступления в силу с 1 июля 2014 года договора на полное сервисное обслуживание более двух третей локомотивного парка РЖД.