Не до украшений

Русский бизнес
ЮВЕЛИРНЫЙ РЫНОК
«Эксперт» №44 (963) 26 октября 2015
Снижение спроса на ювелирную продукцию вызвало катастрофическое сокращение ее производства в стране. Чтобы выжить в кризис, производителям и ритейлерам необходимо оптимизировать технологические процессы и ассортимент, а властям — помочь с экспортом
Не до украшений

В этом году, по словам российских ювелиров, общий объем производства украшений в стране снизился вдвое. Это наиболее значительный спад среди отраслей потребительского рынка. Снижение объемов производства собственной продукции подтвердили такие крупные российские сетевые компании, как «Адамас», «Якутские бриллианты», «Алмаз-холдинг» и др. Причина спада — радикальное снижение спроса, вызванное сокращение доходов населения. По некоторым данным, объемы продаж ювелирных изделий в зависимости от региона снизились на 30–50%. «Существенное падение спроса привело к сокращению выпуска ювелирных изделий в России на 40–50 процентов», — так оценивает ситуацию президент ювелирной компании «Алмаз-холдинг» Флун Гумеров.

По данным Гильдии ювелиров России, за первые два квартала 2014 года в стране было изготовлено почти 50 тонн ювелирных изделий из золота, а за аналогичный период 2015-го — лишь 23 тонны. По серебру падение меньше: в первые два квартала 2014 года производство украшений из него составило 121 тонну, в текущем — 106 тонн. Ювелиры считают, что падение спроса и продаж будет продолжаться и в ближайшей перспективе приведет к изменению ассортимента и качества предлагаемых изделий. 

13% — на бриллианты

По официальным данным, на долю отечественного производства ювелирных украшений приходится 95% общего объема продаж, остальное — импорт. Однако на рынке велика доля серого импорта и неучтенного товара, поэтому специалисты считают, что ювелирный импорт занимает в России не менее 30–40% рынка.

Как сообщает Росстат, за 2014 год объем рынка ювелирных изделий в России составил 68 982 тыс. единиц, из них 13% приходится на изделия с бриллиантами, то есть на более дорогой сегмент. На данный момент в отечественной ювелирной рознице нет ни одной иностранной мультибрендовой сети. Эксперты связывают это с трудностями выхода на российский рынок, однако зарубежные бренды, работающие в сегменте luxury, в основном из Америки, Великобритании, Италии и Испании, занимают достаточно большую долю люксового сегмента — 65%.

Среди крупных российских компаний с собственным производством и сетевой розницей эксперты выделяют «Адамас», «Алмаз-холдинг», «Бронницкий ювелир», «ЭПЛ Якутские бриллианты», Московский ювелирный завод, ТД «Эстет». Самый крупный игрок, по данным Гильдии ювелиров, — сеть «Адамас», чья доля на рынке отечественной ювелирной продукции оценивается в 20% (доли остальных крупных игроков — от 5 до 15%). Специфическую нишу на рынке занимает компания «ЭПЛ Якутские бриллианты» — единственная крупная сеть, специализирующаяся на производстве ювелирной продукции с бриллиантами. По собственным оценкам компании, в России ее доля в этом сегменте составляет 7–8%.

Из недавно появившихся на российском рынке заметна кипрская компания Sunlight, развивающая под этим брендом сеть ювелирных салонов (насчитывает 258 магазинов). Компания размещает заказы на производство как за рубежом, так и в России. Стратегия Sunlight в том, что она предлагает широкий ассортимент дешевых ювелирных изделий