Губернатор южан

Иркутская область
«Эксперт» №46-47 (965) 16 ноября 2015
Иркутская область традиционно развивается в двух направлениях: на севере — сырье и промышленность, на юге — инновации и туризм. И если для первого направления прорывные проекты давно определены, то на «южном» таковых нет. Это и станет главным социально-экономическим вызовом новому правительству региона.

Иркутская область в сентябре этого года стала главным источником новостей среди регионов, в которых проходили выборы. В Иркутске случилось, на первый взгляд, неожиданное: сначала — второй тур губернаторских выборов, а затем — проигрыш действующего губернатора. С сентября Иркутскую область возглавляет коммунист Сергей Левченко, которому достался регион с внутренними экономическими противоречиями и не сформулированными определенно стратегическими приоритетами по большинству отраслей экономики, кроме разве что энергетики, сырьевого сектора и промышленности. От того, насколько эффективно в регионе получится сформулировать стратегические приоритеты в области инновационной экономики, сферы услуг и научно-образовательного комплекса, зависит сохранение значимых позиций Иркутской области в Восточной Сибири.

Мегапроекты

Иркутская область в середине прошлого века стала одним из центров массированной индустриализации в Сибири. Сейчас на территории региона функционируют крупные железнодорожные магистрали — Транссиб и БАМ, три крупные ГЭС (Иркутская, Братская, Усть-Илимская), десяток заводов в металлургии, химической отрасли и машиностроении. Вокруг Братска и Усть-Илимска сформирован мощный лесоперерабатывающий комплекс Группы «Илим». Есть и свой нефтеперерабатывающий завод в Ангарске, принадлежащий «Роснефти», крупнейший за Уралом авиационный комплекс на базе Иркутского авиационного завода» и т. д. Через регион проходит нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан, строится газопровод «Сила Сибири».

Этот набор «точек роста» позволяет Иркутской области стабильно держаться в топе рейтинга российских регионов по критерию инвестиционной привлекательности (17-е место в 2013 году, 21-е в 2014м, по данным «Эксперт РА») и показывать рост экономики и инвестиций даже в кризис.

Мегапроектов в Иркутской области хватает. Так, 1 сентября прошлого года президент России Владимир Путин дал старт строительству газопровода «Сила Сибири», 3968 км которого свяжут иркутские и якутские центры газодобычи с китайскими и дальневосточными потребителями. В частности, речь идет об обустройстве Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, запасы которого, по оценкам, составляют 1,45 трлн кубометров газа и 93 млн тонн жидких углеводородов. Общие инвестиции в «Силу Сибири», по последним данным, составят порядка 770 млрд рублей, часть из которых, естественно, достанется Иркутской области.

Второй мегапроект — модернизация БАМа и Транссиба. Как известно, около 700 км Транссиба проходят по Иркутской области; кроме того, именно здесь начинается Байкало-Амурская магистраль, и здесь же находятся узкие места транспортно-логистического комплекса железнодорожных трасс, которые и собирается расширять РЖД. Например, только строительство ветки Междуреченск (Кемеровская область) — Тайшет (Иркутская область) оценивается в 40 млрд рублей, а общий объем средств на модернизацию восточной части Транссиба и БАМа (в том числе иркутского участка) — более чем в 621 млрд рублей.

Итог работы в обозначенных напр