Губернатор южан

Иркутская область
Москва, 16.11.2015
«Эксперт» №46-47 (965)
Иркутская область традиционно развивается в двух направлениях: на севере — сырье и промышленность, на юге — инновации и туризм. И если для первого направления прорывные проекты давно определены, то на «южном» таковых нет. Это и станет главным социально-экономическим вызовом новому правительству региона.

Иркутская область в сентябре этого года стала главным источником новостей среди регионов, в которых проходили выборы. В Иркутске случилось, на первый взгляд, неожиданное: сначала — второй тур губернаторских выборов, а затем — проигрыш действующего губернатора. С сентября Иркутскую область возглавляет коммунист Сергей Левченко, которому достался регион с внутренними экономическими противоречиями и не сформулированными определенно стратегическими приоритетами по большинству отраслей экономики, кроме разве что энергетики, сырьевого сектора и промышленности. От того, насколько эффективно в регионе получится сформулировать стратегические приоритеты в области инновационной экономики, сферы услуг и научно-образовательного комплекса, зависит сохранение значимых позиций Иркутской области в Восточной Сибири.

Мегапроекты

Иркутская область в середине прошлого века стала одним из центров массированной индустриализации в Сибири. Сейчас на территории региона функционируют крупные железнодорожные магистрали — Транссиб и БАМ, три крупные ГЭС (Иркутская, Братская, Усть-Илимская), десяток заводов в металлургии, химической отрасли и машиностроении. Вокруг Братска и Усть-Илимска сформирован мощный лесоперерабатывающий комплекс Группы «Илим». Есть и свой нефтеперерабатывающий завод в Ангарске, принадлежащий «Роснефти», крупнейший за Уралом авиационный комплекс на базе Иркутского авиационного завода» и т. д. Через регион проходит нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан, строится газопровод «Сила Сибири».

Этот набор «точек роста» позволяет Иркутской области стабильно держаться в топе рейтинга российских регионов по критерию инвестиционной привлекательности (17-е место в 2013 году, 21-е в 2014м, по данным «Эксперт РА») и показывать рост экономики и инвестиций даже в кризис.

Мегапроектов в Иркутской области хватает. Так, 1 сентября прошлого года президент России Владимир Путин дал старт строительству газопровода «Сила Сибири», 3968 км которого свяжут иркутские и якутские центры газодобычи с китайскими и дальневосточными потребителями. В частности, речь идет об обустройстве Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, запасы которого, по оценкам, составляют 1,45 трлн кубометров газа и 93 млн тонн жидких углеводородов. Общие инвестиции в «Силу Сибири», по последним данным, составят порядка 770 млрд рублей, часть из которых, естественно, достанется Иркутской области.

Второй мегапроект — модернизация БАМа и Транссиба. Как известно, около 700 км Транссиба проходят по Иркутской области; кроме того, именно здесь начинается Байкало-Амурская магистраль, и здесь же находятся узкие места транспортно-логистического комплекса железнодорожных трасс, которые и собирается расширять РЖД. Например, только строительство ветки Междуреченск (Кемеровская область) — Тайшет (Иркутская область) оценивается в 40 млрд рублей, а общий объем средств на модернизацию восточной части Транссиба и БАМа (в том числе иркутского участка) — более чем в 621 млрд рублей.

Итог работы в обозначенных напр

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №46-47 (965) 16 ноября 2015
    Прифронтовое небо
    Содержание:
    Вместо отдыха — эвакуация

    Авиакатастрофа в Египте стала очередным ударом по российской туристической отрасли. Прямых компенсаций от государства туркомпании не получат. Более предпочтительны госинвестиции в развитие инфраструктуры внутреннего туризма

    Тема недели
    Тема недели
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Пенсионный рынок
    Реклама