Северный плацдарм

Ямало-Ненецкий автономный округ
«Эксперт» №49 (967) 30 ноября 2015
На северо-востоке полуострова Ямал создается самый крупный в Арктике индустриально-транспортный узел. Он станет опорой дальнейшего продвижения России в глубь арктических территорий и главной точкой выхода урало-сибирских регионов в Мировой океан
Северный плацдарм

Масштабы российского проникновения в Арктику поражают. Несмотря на то что некоторые нефтегазодобытчики отложили освоение морских (шельфовых) месторождений углеводородов в этом макрорегионе, ни одна компания не снизила объемы инвестиций в объекты на территории континентальной части российской Арктики — на Ямале.

Это касается и самого амбициозного российского арктического проекта создания крупнейшего в центральной части российской Арктики индустриально-транспортного узла на северо-восточной оконечности полуострова Ямал в районе поселка Сабетта. Строящийся там новый арктический порт уже стал самыми большими российскими морскими воротами на Северном морском пути. А в дальнейшем именно Сабетта будет главным плацдармом для дальнейшего комплексного освоения арктических территорий

Преображенная Сабетта

Добираться до Сабетты было тяжело и долго. Здесь нет ни железных, ни автомобильных дорог, поэтому первое время строителям крупнейшего в России арктического порта и завода по сжижению природного газа (СПГ) все грузы приходилось завозить морем в период короткой летней навигации или по зимнику, а самим добираться до места вертолетами. Однако дело того стоило. Поселок Сабетта построен на территории Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, запасы которого составляют 926 млрд кубометров газа по международной классификации. Глубина моря в этом месте (после дноуглубительных работ) позволяет подходить к Сабетте и современным грузовым судам большого дедвейта, и уникальным танкерам-газовозам типа «Ямалмакс» грузовместимостью 172 тыс. кубометров, длиной 300 метров и шириной 50 метров, и атомным ледоколам. Наконец, Сабетта располагается практически посередине Северного морского пути — кратчайшего морского маршрута между Европой и Азией вдоль российского побережья Северного ледовитого океана. То есть любое судно, вышедшее из Сабетты, может доставить груз хоть в китайский Шанхай, хоть в испанский Виго, хоть в американский Норфолк.

Поэтому за последние три года на месте маленького поселка, где в 2006 году проживало всего 19 человек, сейчас строится вахтовый городок на 20 тыс. человек, уже работает международный аэропорт, способный принимать практически все типы воздушных судов, строится электростанция мощностью 376 МВт, построено четыре грузовых причала морского порта, возведены резервуары для хранения СПГ, а из модулей началась сборка самого завода по сжижению природного газа. Сейчас на этой стройке, раскинувшейся посреди пустынной тундры, работают одновременно свыше 12 тыс. строителей. Кроме того, уже готово 39 эксплуатационных скважин на Южно-Тамбейском месторождении; в Санкт-Петербурге строятся три новых уникальных российских атомных ледокола, а в Южной Корее — танкеры-газовозы ледового класса для транспортировки ямальского СПГ потребителям (первый танкер планируют спустить на воду уже в начале 2016 года). Сам сжиженный природный газ, который будет производиться в Сабетте в объеме 16,5 млн тонн в год, уже весь законтрактован на двадцать лет вперед. «Проекты,