Приключения локомотивов в стране реформ

Русский бизнес
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
«Эксперт» №50 (968) 7 декабря 2015
Три года назад в рамках реформы РЖД из монополии был выделен бизнес по ремонту локомотивов. Позволило ли это повысить эффективность и прозрачность локомотиворемонтной отрасли? И что делает «ЛокоТех», чтобы вернуться к росту в период циклического спада?
Приключения локомотивов в стране реформ

В 2012 году в рамках реформы РЖД на продажу был выставлен очередной крупный актив монополии — компания «Желдорреммаш» (ЖДРМ), отвечающая за ремонт и техническое обслуживание тягово-подвижного состава. Тогда за него развернулась битва между крупнейшими участниками рынка транспортного машиностроения — группой «Синара» и «Трансмашхолдингом» (ТМХ). Победил более крупный «Трансмашхолдинг», который является основным поставщиком локомотивов для РЖД. А в 2014 году по результатам аукциона РЖД передала компании «ТМХ-Сервис» в эксплуатацию большую часть своих сервисных локомотивных депо и заключила уникальный для российского рынка 40-летний контракт на полное сервисное обслуживание почти 15 тыс. локомотивов. В новую сервисную структуру вошли оператор ремонтных депо «ТМХ-Сервис» (считается «дочкой» ТМХ), занимающийся сервисным обслуживанием локомотивов, и сеть локомотиворемонтных заводов (ЛРЗ), осуществляющая капитальные и средние ремонты, — компания ЖДРМ. На пике корпоративной пирамиды была создана управляющая компания — «ЛокоТех» («Локомотивные технологии»). Позже были «добраны» более мелкие отраслевые активы, в числе которых, например, «АВП-Технологии» — разработчик микропроцессорных систем по контролю эксплуатации локомотивов.

Изначально структура корпоративного управления компании была запутанной. Имелась управляющая компания, которая управляла другими управляющими компаниями. Был «Желдорреммаш» с большим административным аппаратом, который управляет десятью заводами; помимо этого, центральный аппарат «ТМХ-Сервис» и параллельно с ним управляющая компания «Локомотивные технологии», в которой тоже была финансовая служба, экономические подразделения, служба безопасности и т. д., а также заводы, которые, как ни странно, тоже имели такой же аппарат, практически копирующий материнские структуры. При этом территориально различные административные аппараты с дублирующими функциями размещалась в разных помещениях на территории Москвы. После преобразования и создания зонтичной компании «ЛокоТех» центральные аппараты «ТМХ-Сервиса» и «Желдорреммаша» были ликвидированы, а их функции полностью переданы УК «Локомотивные технологии».

Частный холдинг «ЛокоТех», хотя и продолжал оставаться трудноуправляемой структурой (число сотрудников превышает 64 тыс., а подразделений, разбросанных по всей стране, — более двухсот), начал демонстрировать явное стремление к росту эффективности. В 2013 году был проведен аудит, реализована программа по сокращению издержек, проведена модернизация оборудования на основных предприятиях. Команда под руководством председателя совета директоров ОАО «Желдорреммаш» и ООО «ТМХ-Сервис» Кирилла Липы и генерального директора УК «Локомотивные технологии» Алексея Белинского поставила задачу внедрить более эффективную производственную культуру, в основе которой лежит нацеленность каждого сотрудника на результат. Согласно текущей отчетности, эти меры позволили сократить себестоимость работ на единицу продукции на 6%.

Контрцикличный контракт

В прошлом год