Стабилизация движения

Эксперт-авто
Стабилизация движения
«Эксперт» №50 (968) 7 декабря 2015
Российский авторынок входит в фазу стабилизации: если по итогам текущего года продажи упадут чуть более, чем на треть, то в 2016 году уже существенного сокращения продаж не ожидается, в связи с чем производители строят более смелые планы по развитию модельного ряда
Стабилизация движения

Стоит признать, что уходящий год для российского автомобильного рынка стал одним из самых тяжелых за всю новейшую историю. Обвал продаж наблюдается внушительный: по итогам десяти месяцев текущего года спрос на новые легковые автомобили рухнул более чем на треть, точнее на 33,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1,32 млн машин. Однако стоит отметить, что данное падение оказалось менее существенным, чем ожидалось.

В начале 2015 года наблюдатели и участники рынка говорили о возможном сокращении продаж на 50 и более процентов, но, к счастью, эти прогнозы уже точно не сбудутся. Даже при том, что итоги ноября и декабря ожидаются более слабыми, чем в начале осени, — наблюдатели предсказывают, что в два последних месяца года рынок упадет на 40–45%, по сравнению с ноябрем-декабрем 2014 года, а в целом по году сокращение рынка составит порядка 35%, его объем составит 1,6 млн автомобилей.

«Склады у дилеров сейчас примерно в два раза меньше, чем в прошлом году. Это говорит о том, что больших распродаж в нынешнем сезоне не будет, — отмечает в своем блоге директор аналитической компании «Автостат» Сергей Целиков. — Конечно, в маркетинговых целях многие производители и дилеры будут кричать о скидках и спецакциях, но это будет маркетинговым ходом для привлечения трафика в салоны. В реальности текущие цены дистрибуторов и так ниже аналогов в других странах. Рубль девальвировался к доллару в два раза, а цены на автомобили выросли лишь на 25 процентов». 

Прогноз на стабилизацию

Что касается прогнозов на следующий год, то самыми тяжелыми, по мнению аналитиков, будут первые месяцы. По прогнозу компании «Автостат», в январе-феврале 2016 года продажи автомобилей в России вряд ли превысят отметку 100 тыс. единиц, а может быть, опустятся и ниже. Это будет контрастировать с показателями января-февраля этого года, когда спрос составлял 115–130 тыс. машин. «В начале текущего года продажи шли на волне “декабрьского бума”, обусловленного девальвацией рубля. Причем активно помогали покупатели из Казахстана и Белоруссии. Сейчас ничего этого не будет, — указывает Сергей Целиков. — Не исключаю, что в начале следующего года продажи упадут до 50–70 тысяч в месяц. Это вполне возможно, поскольку наложатся сразу несколько отрицательных факторов: сезонный спад, отсутствие программ господдержки, потребительский пессимизм, отсутствие покупателей из стран Таможенного союза».

Однако весной ситуация, вероятно, будет выправляться. Участники рынка надеются, что власти опять активируют программы поддержки авторынка, поможет сезонный фактор, возможно, более стабильно будет вести себя российская национальная валюта, наконец, сработает отложенный спрос, ведь по насыщенности автомобилями Россия существенно уступает развитым странам. В результате российский авторынок в будущем году будет пытаться выезжать из ямы: столь же глобального падение продаж уже не прогнозируется. Большинство наблюдателей и участников рынка считают, что в следующем году рынок останется примерно на том же