Записки после конца света

Книги
ФИЛОСОФИЯ
«Эксперт» №50 (968) 7 декабря 2015
Мартынов В. 2013 год. М.: Классика-XXI, 2016. — 176 с. Тираж 500 экз.
Записки после конца света

Еще одна книга композитора Владимира Мартынова, которую он написал в формате философского дневника. Ей предшествовали «Пестрые прутья Иакова», три книги из серии «Автоархеология», и в каждой из них автор излагает очень личное ощущение окружающей его реальности: культурной, социальной, физической. При этом Мартынов не скован никакими формальными рамками: он не ставит перед собой задачу написать философский трактат, в котором каждая мысль изложена строгим, почти юридическим языком, обоснована и один тезис вытекает из другого, хотя опыт создания подобного рода трудов у него есть. Вместо этого он может описывать сильнейшие эмоциональные состояния, на уровне откровения, которые переживал в тот или иной момент своей жизни. Причем в этих описаниях автор не боится выглядеть несколько странно. В одном из них, пережитом в середине семидесятых в Италии, в базилике Сан-Марко, он увидел сосуществование реальности «величия и мощи прошлого» и реальности «ничтожества и бесплодной немощи современности». Будучи автором тезиса о конце времени композиторов, Владимир Мартынов идет еще дальше и предполагает, что конец света, обещанный календарем индейцев майя, все-таки наступил. По его наблюдению, это произошло ровно сто лет спустя после премьеры оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над Солнцем». Она была написана в период концентрации «фундаментальных открытий в самых разных областях человеческой деятельности» и символизировала запуск процессов, которые в конце концов сотрясли человеческую цивилизацию и ввергли ее в хаос: «Две мировые войны – это победа над Солнцем. Тоталитарные режимы – это победа над Солнцем. Чернобыль – это победа над Солнцем. Мировой терроризм – это победа над Солнцем. Общество потребления – это победа над Солнцем. Что еще перечислять?»