Выдохнули. Работаем

Лизинг Полновесного кризиса на лизинговом рынке не случилось. Кропотливая работа с каждым клиентом, сохранение уже существующего портфеля вместо агрессивной экспансии на новые рынки, ориентация на отдельные направления, которые могут стать точками роста, — такова реальность рынка на ближайшие месяцы

Начало 2015 года рынок лизинга встретил в состоянии анабиоза. Причин тому было более чем достаточно: замедление промышленного производства и инвестиционного процесса, обернувшееся сползанием российской экономики в полноценную рецессию, а также лихорадка на валютном рынке, закончившаяся взвинченной до людоедских 17% ключевой ставкой Банка России. В результате лизинговые компании столкнулись с сокращением объемов нового бизнеса, резким удорожанием стоимости банковского фондирования и растущей просрочкой. Однако несмотря на апокалиптические ожидания, уже к концу года экономика продемонстрировала если не оживление, то, по крайней мере, сокращение темпов падения, а корпоративный кредитный портфель российских банков в ноябре показал 5% годового прироста в рублях и 22% в валюте. Не смог не отреагировать и лизинговый рынок. «Давление на лизинговый рынок по-прежнему оказывают сложности макроэкономического плана, сложная внешнеполитическая обстановка и стагнация в экономике страны, — отмечает генеральный директор “ВТБ Лизинг” Андрей Коноплев. — По итогам девяти месяцев 2015 года рынок лизинга несколько приостановил темпы падения, продемонстрированные в течение первого полугодия, поскольку были реализованы сделки в рамках госпрограммы льготного автолизинга, заключен ряд сделок аренды воздушных судов, а также снижена ключевая ставка ЦБ, что позволило несколько улучшить условия фондирования».

Отдельные лизингодатели говорят даже об успехах. «Несмотря на снижение продаж автомобилей и лизингового рынка, а также на нестабильную экономическую ситуацию в стране, мы продолжаем предоставлять долгосрочное финансирование своим клиентам, — рассказывает Александр Михайлов, старший вице-президент компании “Европлан”. — Обеспеченность фондированием и фокус на автолизинге позволяют нам показывать хорошие финансовые результаты и в сегодняшнее непростое время. Наш объем сделок автолизинга (сумма договоров) превысил 26 млрд рублей. За период с января по сентябрь с многочисленными лизингополучателями: российскими предприятиями, организациями, предпринимателями и физическими лицами — мы заключили 11,6 тыс. договоров лизинга транспорта, различной техники и оборудования на сумму 17,6 млрд рублей (без НДС). Результаты года также будут высокими».

В небе и на земле

Авиа- и автолизинг, действительно, оказали поддержку рынку. Начнем с первого. Конечно, ожидать роста в этом сегменте не приходилось — учитывая проблемы, с которыми еще в прошлом году столкнулись крупнейшие авиаперевозчики. Заканчивается год и вовсе на минорной ноте — банкротством второй по размеру авиакомпании страны «Трансаэро». Еще в декабре прошлого года у компании было немногим более 100 самолетов, из которых в собственности находилось лишь девять. По различным оценкам, на начало декабря в российских аэропортах оставалось не более 21 самолета компании, а значит, лизинговый парк сократился до 10–11 судов. Разумеется, записывать все эти потери в асболютный минус» для лизингового рынка не стоит. «Уход с рынка авиакомпани

«Драйвером будет автолизинг»

Генеральный директор «ВТБ Лизинг» Андрей Коноплев:

 zzzzzzzzzzzzzzzlizang_podv.jpg

За прошедший период 2015 года отмечено общее ухудшение платежеспособности клиентов, выражающееся в росте объемов просроченной задолженности и увеличении числа обращений клиентов в связи с необходимостью реструктурировать лизинговый долг. Анализ финансового состояния лизингополучателей показывает общее снижение качества расчетов между контрагентами в экономике, ухудшение условий контрактов в части авансирования работ (уменьшение доли авансовых платежей), падение объемов бизнеса, убыточность.

В случае отсутствия видимых изменений в экономической ситуации в стране в 2016 году, вероятнее всего, стоит ожидать сохранения текущих тенденций лизингового рынка — дальнейшего снижения объемов бизнеса (преимущественно в части масштабных проектов) и, как следствие, сокращения инвестиционных бюджетов крупных компаний, ограниченной активности в сегментах малого и среднего бизнеса, роста объемов просроченной дебиторской задолженности и концентрации лизинговых компаний на работе с проблемными активами. При этом средний бизнес по-прежнему представляется нам относительно устойчивым сегментом при условии умеренной долговой нагрузки и в случае наличии у менеджмента отраслевого опыта, сформированной рыночной ниши и способности адекватно реагировать на изменение экономических условий.

В краткосрочной перспективе драйвером роста на рынке может оказаться сегмент, менее чувствительный к росту ставок (небольшая стоимость предмета лизинга, короткие сроки лизинга), либо отрасль, где государство или производитель, чтобы стимулировать спрос, готовы брать на себя часть финансовых затрат через программы субсидирования. С этой точки зрения активно должен развиваться лизинг автотранспортных средств (автотранспорт, спецтехника), особенностью которого является возможность в короткие сроки реализовать предмет лизинга (в силу его высокой ликвидности) на вторичном рынке без значительного ущерба для лизингодателя в случае дефолта клиента. Сокращение профицита подвижного состава может привести к стабилизации ситуации на рынке железнодорожных перевозок. В среднесрочной перспективе возможен интерес к лизингу нефтегазового оборудования. При этом объективно оборудование является сложным объектом для лизинга — высокая стоимость в силу уникальности имущества, длительный цикл окупаемости, существенная потеря стоимости в случае демонтажа и изъятия, трудность реализации, отсутствие вторичного рынка. Поэтому оборудование мы передаем в лизинг предприятиям высокого кредитного качества, со значительным запасом прочности, рассчитывая на их способность выполнить свои обязательства в полном объеме без применения мер изъятия.