Москва, 17.01.2017

Выдохнули. Работаем

Лизинг Полновесного кризиса на лизинговом рынке не случилось. Кропотливая работа с каждым клиентом, сохранение уже существующего портфеля вместо агрессивной экспансии на новые рынки, ориентация на отдельные направления, которые могут стать точками роста, — такова реальность рынка на ближайшие месяцы
Журнал «Эксперт»
№51 (969) 14 декабря 2015
Содержание:

Одна за всех и все против Ле Пен

«Национальный фронт» Марин Ле Пен неожиданно подвинул традиционные политические элиты Франции. Получит ли двухпартийная система Пятой республики третий, ультраправый полюс?
Тема недели Повестка дня Разное Тема недели Русский бизнес Экономика и финансы Наука и технологии Культура Книги Потребление Индикаторы

Начало 2015 года рынок лизинга встретил в состоянии анабиоза. Причин тому было более чем достаточно: замедление промышленного производства и инвестиционного процесса, обернувшееся сползанием российской экономики в полноценную рецессию, а также лихорадка на валютном рынке, закончившаяся взвинченной до людоедских 17% ключевой ставкой Банка России. В результате лизинговые компании столкнулись с сокращением объемов нового бизнеса, резким удорожанием стоимости банковского фондирования и растущей просрочкой. Однако несмотря на апокалиптические ожидания, уже к концу года экономика продемонстрировала если не оживление, то, по крайней мере, сокращение темпов падения, а корпоративный кредитный портфель российских банков в ноябре показал 5% годового прироста в рублях и 22% в валюте. Не смог не отреагировать и лизинговый рынок. «Давление на лизинговый рынок по-прежнему оказывают сложности макроэкономического плана, сложная внешнеполитическая обстановка и стагнация в экономике страны, — отмечает генеральный директор “ВТБ Лизинг” Андрей Коноплев. — По итогам девяти месяцев 2015 года рынок лизинга несколько приостановил темпы падения, продемонстрированные в течение первого полугодия, поскольку были реализованы сделки в рамках госпрограммы льготного автолизинга, заключен ряд сделок аренды воздушных судов, а также снижена ключевая ставка ЦБ, что позволило несколько улучшить условия фондирования».

Отдельные лизингодатели говорят даже об успехах. «Несмотря на снижение продаж автомобилей и лизингового рынка, а также на нестабильную экономическую ситуацию в стране, мы продолжаем предоставлять долгосрочное финансирование своим клиентам, — рассказывает Александр Михайлов, старший вице-президент компании “Европлан”. — Обеспеченность фондированием и фокус на автолизинге позволяют нам показывать хорошие финансовые результаты и в сегодняшнее непростое время. Наш объем сделок автолизинга (сумма договоров) превысил 26 млрд рублей. За период с января по сентябрь с многочисленными лизингополучателями: российскими предприятиями, организациями, предпринимателями и физическими лицами — мы заключили 11,6 тыс. договоров лизинга транспорта, различной техники и оборудования на сумму 17,6 млрд рублей (без НДС). Результаты года также будут высокими».

В небе и на земле

Авиа- и автолизинг, действительно, оказали поддержку рынку. Начнем с первого. Конечно, ожидать роста в этом сегменте не приходилось — учитывая проблемы, с которыми еще в прошлом году столкнулись крупнейшие авиаперевозчики. Заканчивается год и вовсе на минорной ноте — банкротством второй по размеру авиакомпании страны «Трансаэро». Еще в декабре прошлого года у компании было немногим более 100 самолетов, из которых в собственности находилось лишь девять. По различным оценкам, на начало декабря в российских аэропортах оставалось не более 21 самолета компании, а значит, лизинговый парк сократился до 10–11 судов. Разумеется, записывать все эти потери в асболютный минус» для лизингового рынка не стоит. «Уход с рынка авиакомпани

«Драйвером будет автолизинг»

Генеральный директор «ВТБ Лизинг» Андрей Коноплев:

 zzzzzzzzzzzzzzzlizang_podv.jpg

За прошедший период 2015 года отмечено общее ухудшение платежеспособности клиентов, выражающееся в росте объемов просроченной задолженности и увеличении числа обращений клиентов в связи с необходимостью реструктурировать лизинговый долг. Анализ финансового состояния лизингополучателей показывает общее снижение качества расчетов между контрагентами в экономике, ухудшение условий контрактов в части авансирования работ (уменьшение доли авансовых платежей), падение объемов бизнеса, убыточность.

В случае отсутствия видимых изменений в экономической ситуации в стране в 2016 году, вероятнее всего, стоит ожидать сохранения текущих тенденций лизингового рынка — дальнейшего снижения объемов бизнеса (преимущественно в части масштабных проектов) и, как следствие, сокращения инвестиционных бюджетов крупных компаний, ограниченной активности в сегментах малого и среднего бизнеса, роста объемов просроченной дебиторской задолженности и концентрации лизинговых компаний на работе с проблемными активами. При этом средний бизнес по-прежнему представляется нам относительно устойчивым сегментом при условии умеренной долговой нагрузки и в случае наличии у менеджмента отраслевого опыта, сформированной рыночной ниши и способности адекватно реагировать на изменение экономических условий.

В краткосрочной перспективе драйвером роста на рынке может оказаться сегмент, менее чувствительный к росту ставок (небольшая стоимость предмета лизинга, короткие сроки лизинга), либо отрасль, где государство или производитель, чтобы стимулировать спрос, готовы брать на себя часть финансовых затрат через программы субсидирования. С этой точки зрения активно должен развиваться лизинг автотранспортных средств (автотранспорт, спецтехника), особенностью которого является возможность в короткие сроки реализовать предмет лизинга (в силу его высокой ликвидности) на вторичном рынке без значительного ущерба для лизингодателя в случае дефолта клиента. Сокращение профицита подвижного состава может привести к стабилизации ситуации на рынке железнодорожных перевозок. В среднесрочной перспективе возможен интерес к лизингу нефтегазового оборудования. При этом объективно оборудование является сложным объектом для лизинга — высокая стоимость в силу уникальности имущества, длительный цикл окупаемости, существенная потеря стоимости в случае демонтажа и изъятия, трудность реализации, отсутствие вторичного рынка. Поэтому оборудование мы передаем в лизинг предприятиям высокого кредитного качества, со значительным запасом прочности, рассчитывая на их способность выполнить свои обязательства в полном объеме без применения мер изъятия.


Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
240 месяц
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт