Авторынок: дно уже близко

Главная новость Российский автомобильный рынок в нынешнем году продолжит снижение
ТАСС

Однако в 2016-м он достигнет дна, а начиная с 2017-го постепенно начнет восстанавливаться. Такой прогноз сделала одна из крупнейших мировых консалтинговых компаний PricewaterhouseCoopers (PwC).

Ее аналитики констатируют, что в прошлом году российский рынок новых легковых автомобилей пережил одно из самых драматичных падений в новейшей истории: их продажи упали на 45%, до 1,28 млн единиц. Эти оценки, кстати, отличаются в отрицательную сторону от данных автопроизводителей и Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которые утверждают, что в прошлом году российский авторынок упал на 36%. В PwC же указывают, что часть проданных машин (порядка 200 тыс. единиц) в прошлом году были вывезены в страны ближнего зарубежья — в первую очередь в Белоруссию и Казахстан, гражданам которых из-за скачков курса было выгоднее приобретать автомобили на территории России.

Падение продаж в России резко контрастирует с ситуацией на мировых рынках, где минувший год был весьма удачным: прирост наблюдался во всех ведущих странах — в Китае, США, Западной Европе (Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании), Индии. Отрицательную динамику показали только Япония (–10%) и Бразилия (почти –25%).

В текущем году, утверждает PwC, сокращение российского авторынка продолжится, однако падение будет не столь значительным: 10–14%, до 1,1 млн. единиц. А вот в 2017-м на авторынке будет уже заметный рост: он подрастет на 20%, а возможно, даже больше и достигнет 1,4–1,5 млн единиц, то есть превысит результаты 2015 года (см. график). Правда, в PwC делают оговорку, что такой сценарий будет возможен при условии, что цены на нефть повысятся до 55 долларов за баррель. А полное восстановление, по мнению PwC, произойдет в течении ближайших семи лет, и в 2022 году объемы продаж превысят рекорд 2012-го и достигнут примерно 2,9 млн единиц.

Одновременно в PwC указывают на высокую роль государственных программ, серьезно поддерживающих продажи новых автомобилей. В прошлом году на поддержку спроса государство выделило 43 млрд рублей, и с помощью этих мер в общей сложности было продано 560 тыс. автомобилей, то есть как минимум каждый третий. В наступившем же году, по данным PwC, государственная поддержка усилится: на поддержку рынка из бюджета будет потрачено 46,8 млрд рублей, в результате с помощью госпрограмм будет продано 620 тыс. автомобилей, то есть порядка половины всего рынка.

Говоря о перспективах развития, PwC рекомендует участникам рынка обратить особое внимание на сегмент автомобилей с пробегом, который имеет большой потенциал. В прошлом году продажи таких машин сократились менее существенно — на 19% (до 4,9 млн единиц), и сегодня объем вторичного автомобильного рынка уже превышает объем продаж новых машин в 3,8 раза, в то время как в 2014 году разница составляла 2,6 раза.

Согласно прогнозам PwC, рынок легковых авто продолжит снижение и в 201В году, а восстановит докризисные объемы не ранее 2022 года