Авторынок: дно уже близко

Главная новость
Москва, 22.02.2016
«Эксперт» №8 (976)
Российский автомобильный рынок в нынешнем году продолжит снижение

ТАСС

Однако в 2016-м он достигнет дна, а начиная с 2017-го постепенно начнет восстанавливаться. Такой прогноз сделала одна из крупнейших мировых консалтинговых компаний PricewaterhouseCoopers (PwC).

Ее аналитики констатируют, что в прошлом году российский рынок новых легковых автомобилей пережил одно из самых драматичных падений в новейшей истории: их продажи упали на 45%, до 1,28 млн единиц. Эти оценки, кстати, отличаются в отрицательную сторону от данных автопроизводителей и Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которые утверждают, что в прошлом году российский авторынок упал на 36%. В PwC же указывают, что часть проданных машин (порядка 200 тыс. единиц) в прошлом году были вывезены в страны ближнего зарубежья — в первую очередь в Белоруссию и Казахстан, гражданам которых из-за скачков курса было выгоднее приобретать автомобили на территории России.

Падение продаж в России резко контрастирует с ситуацией на мировых рынках, где минувший год был весьма удачным: прирост наблюдался во всех ведущих странах — в Китае, США, Западной Европе (Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании), Индии. Отрицательную динамику показали только Япония (–10%) и Бразилия (почти –25%).

В текущем году, утверждает PwC, сокращение российского авторынка продолжится, однако падение будет не столь значительным: 10–14%, до 1,1 млн. единиц. А вот в 2017-м на авторынке будет уже заметный рост: он подрастет на 20%, а возможно, даже больше и достигнет 1,4–1,5 млн единиц, то есть превысит результаты 2015 года (см. график). Правда, в PwC делают оговорку, что такой сценарий будет возможен при условии, что цены на нефть повысятся до 55 долларов за баррель. А полное восстановление, по мнению PwC, произойдет в течении ближайших семи лет, и в 2022 году объемы продаж превысят рекорд 2012-го и достигнут примерно 2,9 млн единиц.

Одновременно в PwC указывают на высокую роль государственных программ, серьезно поддерживающих продажи новых автомобилей. В прошлом году на поддержку спроса государство выделило 43 млрд рублей, и с помощью этих мер в общей сложности было продано 560 тыс. автомобилей, то есть как минимум каждый третий. В наступившем же году, по данным PwC, государственная поддержка усилится: на поддержку рынка из бюджета будет потрачено 46,8 млрд рублей, в результате с помощью госпрограмм будет продано 620 тыс. автомобилей, то есть порядка половины всего рынка.

Говоря о перспективах развития, PwC рекомендует участникам рынка обратить особое внимание на сегмент автомобилей с пробегом, который имеет большой потенциал. В прошлом году продажи таких машин сократились менее существенно — на 19% (до 4,9 млн единиц), и сегодня объем вторичного автомобильного рынка уже превышает объем продаж новых машин в 3,8 раза, в то время как в 2014 году разница составляла 2,6 раза.

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    Сеанс институциональной магии

    Популярный тезис о необходимости структурных реформ превратился в удобную отговорку для авторов неэффективной экономической политики. Стимулы для роста экономики лежат совсем в другой плоскости

    Повестка дня
    Главная новость
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама