Коротко

Повестка дня

Нефтяные компании: смена modus operandi

При падении цен на нефть крупнейшие добывающие компании вынуждены в интересах акционеров кардинально перестраивать свою бизнес-модель, отказываясь от сложных дорогостоящих проектов, — к такому выводу пришли эксперты The Boston Consulting Group (BCG), проведя анализ ситуации в отрасли. При высоких ценах на нефть усилия нефтегазовых гигантов по разведке нефтяных месторождений, пополнению своих запасов и освоению сложных в добыче ресурсов положительно сказывались на стоимости их акций, соответствуя ожиданиям акционеров. Они не заостряли внимания на том, что в итоге операционные затраты на единицу продукции за последние 15 лет увеличились почти втрое, в среднем на 8% в год. Не волновало их и то, что проектная деятельность нефтяных компаний в принципе неэффективна: почти в половине проектов изначальный бюджет в среднем оказывался превышен на 2,7 млрд долларов; кроме того, едва ли не каждый второй проект выбивался из графика в среднем на три года и три месяца.

Однако в условиях падающих цен на нефть возможности компаний генерировать денежный поток резко сократились, что заставило инвесторов нервничать. Нефтедобытчики начали работать над снижением издержек. Они отказываются от дорогостоящих проектов, таких как арктическая и сверхглубоководная разработка. С 2013 года 18 крупнейших производителей сократили инвестиции в бурение в два раза: с 58 млрд долларов до 29 млрд. Компании стали вкладываться в повышение операционной эффективности, улучшая планирование, что позволяет сократить простои и избежать повторных разработок, — это дает экономию в 5–10%.

Подробно описывая изменения в бизнес-моделях нефтяных компаний, связанные с улучшением менеджмента издержек, эксперты BCG вскользь упоминают и об альтернативе: «Операторам может потребоваться принять на себя повышенный страновой и политический риск для получения доступа к дешевым запасам».

 

Потребительское поведение: россияне ждут ухудшения

Девальвация рубля — основная причина ухудшения материального положения населения страны. Так думает все больше россиян, свидетельствует мониторинг настроения потребителей, регулярно проводимый исследовательской компанией Nielsen. Если в марте 2015 года снижение уровня жизни из-за ослабления курса рубля к доллару и евро прогнозировали 44% опрошенных, то к сентябрю 2015 года их доля выросла до 50%, а в декабре 2015-го — до 55%. Одновременно снижается доля тех, кто считает ослабление рубля временным явлением и ждет скорого улучшения ситуации: в марте и сентябре 2015 года около 40% верили в быстротечность валютных «неприятностей» и повышение уровня жизни в ближайшем будущем, но в декабре количество «оптимистов» сократилось до 29%. 

Приватизация: «Вологодское масло» еще не продано

В последний момент по поручению правительства был отменен аукцион по приватизации 100% уникального предприятия молочной отрасли ОАО «Учебно-опытный молочный завод Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии им. Н. В. Верещагина», владеющего