Лечить вместе

Специальный доклад
ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНА
«Эксперт» №9 (977) 29 февраля 2016
Только объединение усилий частных и государственных лечебных учреждений может привести к серьезному повышению качества медицинских услуг и одновременно сделать медицину экономически эффективной
Лечить вместе

Насколько широко сможет в нашей стране развиваться частная медицина? Сможет ли она на равных конкурировать с бесплатными государственными медучреждениями не только в Москве, но и в провинции? Если до кризиса владельцы частных медицинских учреждений были полны энтузиазма, то сегодня они уже не столь оптимистичны: платежеспособность населения и прежде была невысокой, а теперь и вовсе упала. Стагнация на рынке добровольного медицинского страхования (ДМС) еще больше ограничивает развитие.

Инвесторы и владельцы клиник сегодня гадают, куда двинутся пациенты, прикрепившиеся в «тучные» времена к платным центрам, — в госучреждения или, наоборот, из подвергающихся хирургической реорганизации госклиник в коммерческие. Пойдет ли клиент в частную больницу, поедет ли за рубеж, будет ли стремиться на государственную койку, где часто тоже приходится доплачивать из своего кармана, но все же не так много? Открывать ли задуманные клиники, строить ли диагностические центры? Эти гадания могли бы быть менее мучительными, если бы государство научилось строить с бизнесом совместные планы. И вроде бы к бизнесменам прислушиваются на конференциях. И в советы всякие приглашают. Много говорят про взаимодействие, частно-государственное партнерство. Но государственный сектор живет своей жизнью, а коммерческий — своей, стараясь подстраиваться под медленно поворачивающуюся махину госмедицины, как мелкая рыбешка под кита. При этом накопленный опыт все же начинает пробивать дорогу и демонстрировать, как бы все могло быть.

Никаких платных услуг

Петербургская компания Euromed Group в свое время начинала с элитной клиники премиум-класса. Затем было еще несколько проектов в здравоохранении в «дорогом» сегменте. А потом вдруг затеяла проект маленьких амбулаторий в садовых товариществах в Ленинградской области. По словам заместителя директора проекта «Полис. Участковые врачи» Марии Макаренко, случилось это после того, как вице-губернатор по социальным вопросам Ольга Казанцева поговорила с представителями коммерческой медицины на тему: что мы можем сделать друг для друга? Вице-губернатор выдвинула ряд сложно решаемых задач. Одна из них — необходимость во врачебной помощи примерно для двух миллионов петербуржцев, выезжающих летом на дачи. Там нужно было что-то вроде неотложной помощи (серьезные случаи лечились бы в городе). Правда, в Ленобласти требовались не коммерческие центры, а амбулатории, которые обслуживали бы по полисам обязательного медицинского страхования. В Euromed Group решила попробовать. «Первые центры мы открыли в садоводческих товариществах, — рассказывает Мария Макаренко. — В 2011 году у нас было семь пунктов, сейчас около тридцати. В каждом пункте один врач ».

Наработав неплохой опыт в огородах, пошли в город. С локализацией центров проблем не было. С городской и районными администрациями обсуждали, в каких районах существует дефицит первой врачебной помощи. Прежде всего речь шла о районах новостроек. Компания не собиралась открывать многопрофильные поликлиники. Планиро

Здоровое ГЧП в мире

Интерес правительств к государственно-частному партнерству (ГЧП) часто возникает вследствие дефицита бюджета, устаревшей инфраструктуры, низкой эффективностью вложений. ГЧП способствует кооперации широкого круга сторон: регуляторов, лечебных учреждений, коммерческих компаний, общественных организаций, академических институтов. Общественная значимость ГЧП состоит в том, что в целом выигрывает общество. Частный партнер дает такому проекту финансовые ресурсы, обеспечивает эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, лучший профессиональный опыт. Бизнес, как правило, внедряет новые технологии, чтобы улучшить качество диагностики и лечения, привлечь больше пациентов, сэкономить ресурсы и (или) увеличить доходы. Государство получает услугу. И при этом, оставаясь собственником учреждения, пользуется возможностью «отложенных платежей», растянутых иногда на десятилетия действия контракта, и может направить высвободившиеся ресурсы на другие социальные нужды. Государство больше уделяет внимание таким функциям, как контроль и регулирование.

Во многих зрелых странах немалую долю в ГЧП занимают проекты в здравоохранении (до 30%). По оценке Организации экономического сотрудничества и развития, ГЧП в здравоохранении Великобритании позволяет экономить 15–20% госрасходов. Основной формой заключения ГЧП-контрактов в Великобритании стала так называемая частная финансовая инициатива. По данным аналитиков, с конца девяностых годов в Великобритании было построено за 12 лет более ста больниц. Контракты заключаются Национальной системой здравоохранения на 25–50 лет. Национальная система здравоохранения осуществляет ежегодные платежи за услуги частному партнеру.

Модель использования ГЧП в здравоохранении Канады была запущена более десяти лет назад. За это время был построено около полусотни больниц на сумму более 17 млн долларов. Одна из наиболее распространенных моделей ГЧП предполагает, что частная компания строит больницу и управляет ею, предоставляя услуги населению. По результатам работы больницы в течение года региональный орган здравоохранения формирует бюджет на следующий год. Внедрение проектов ГЧП позволяет экономить средства налогоплательщиков за счет передачи рисков частному сектору, рассчитывать на своевременную сдачу объектов. Эта модель позволяет продвигать инновации, поскольку контракт предполагает выбор самых эффективных решений не только в строительстве, но и в предоставлении медицинских услуг. К тому же частная управляющая компания заинтересована во внедрении новых технологий, позволяющих экономить бюджеты госпиталей, привлекать больше пациентов.

Испания — страна с давней историей использования ГЧП. По мнению экспертов, этому способствует многоуровневая структура территориального управления, облегчающая взаимоотношения между властями конкретного региона и бизнесом. По количеству соглашений ГЧП (с 1990 по 2009 год) страна занимала второе место в Евросоюзе. Самые значительные результаты были достигнуты в сфере здравоохранения. Пример ГЧП Alzira стал известен всему миру и является классикой концессионных соглашений между властью и бизнесом. Испытывая все больше проблем в связи с дефицитом бюджета на здравоохранение в конце девяностых годов, региональные власти Валенсии пришли к выводу, что нужно искать новые пути оптимизации финансирования госпиталей. Конституция Испании предусматривает право всех граждан на бесплатное здравоохранение с государственным финансированием. В целях сдерживания роста расходов на здравоохранение власти Валенсии подсчитали, что этому может способствовать частно-государственное партнерство. Эксперимент был начат в районе Алзира, где на тот момент не было достойного медицинского центра. Власти Валенсии пригласили участвовать в создании и управлении таким центром частный консорциум. Инвестиции в клинику La Ribera составили 61 млн евро, построена она была в всего за 18 месяцев и вступила в строй в 1999 году. Модель Alzira базируется на четырех фундаментальных принципах: государственная собственность, общественный контроль, государственное финансирование и частное управление.

Договором концессии предусмотрено, что клиника La Ribera предоставляется в управление частному консорциуму сроком на 15 лет с возможным продлением еще на пять лет, с условием, что этот многофункциональный госпиталь будет обслуживать всех жителей района, а региональное министерство здравоохранения будет выплачивать за это соответствующую сумму на душу населения. Клиника как интегрированный медицинский центр предоставляет все услуги здравоохранения в регионе, включая первичную медицинскую помощь. К тому же она делает упор на превентивные меры. За несколько лет эксперимента выяснилось, что La Ribera тратит на 25% меньше, чем сопоставимые по размерам медучреждения с традиционным управлением.