Москва, 30.06.2016

Инженеры российского экспорта

Специальный доклад / СДЕЛАНО В РОССИИ Инженерная школа в СССР и России всегда была предметом национальной гордости. Но тот факт, что технические, конструкторские «мозги», присущие заметной доле нашего народа, могут в массовом же порядке сопрягаться с коммерческими талантами, для многих, видимо, станет новостью. Да и не лишне вспомнить, что на заре рыночных реформ, в девяностые, когда целая армия бывших сотрудников КБ и НИИ устремилась в бизнес — скорее от безысходности, чем по призванию, —она играла далеко не первую скрипку в экономике, уступая в коммерческой прыти бывшим секретарям райкомов ВЛКСМ
  1. Отвертка по-французски
    История о том, как глобальный автоконцерн спасал российский автогигант в городе Тольятти и почему это разрушило жизнь десятков предприятий и не принесло прибыли самому АвтоВАЗу
  2. Не упустить момент для диверсификации города
    В Тольятти действительно развит средний бизнес. Это его текущее серьезное преимущество перед многими другими городами России. Надо быстро начать его использовать, иначе это сделают другие города и через пять лет, а то и через три года уже будет поздно


Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
Ознакомиться с вариантами подписки можно ниже
220 месяц

Доступ к материалам журнала «Эксперт»

Доступ к архивным материалам открыт только подписчикам. Все варианты подписки
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт

Тем не менее новый тренд проступает, когда анализируешь истории компаний-экспортеров, собранные в очередном выпуске специального доклада «Сделано в России». Если попытаться определить общее, за счет чего бизнесы, работающие в очень разных отраслях (относящихся к несырьевым), прожившие разную историю и имеющие разные стратегии, добиваются сегодня успеха на международном рынке, окажется, что это высокая доля в их деятельности инженерного труда. В самом узком и самом широком смыслах.

Инженерная составляющая велика в продукте практически любого экспортера: от офисного дизайнера, производителя автоприцепов — до создателя искусственных кристаллов, сложнейших электронных или оптических приборов, разработчика ИТ-программ. Она велика также — и это отмечают даже зарубежные клиенты наших экспортеров — в оснащении и организации производства, цехов. Здесь присутствуют не просто новейшие технологии, но спроектированное собственными инженерами оборудование или производственный комплекс. Так компании, озаботившиеся выходом на мировой рынок, загодя конструируют свое преимущество перед конкурентами в скорости выполнения заказов, в качестве и себестоимости продукции. С той же целью и той же инженерной скрупулезностью они занимаются локализацией производства, даже вопреки общему тренду, а также выстраивают систему менеджмента.

Говоря иными словами, во всем этом проявляется стратегичность их мышления, то есть инженерный подход к бизнесу. Вообще-то, похоже, мы имеем дело с очередным витком в развитии русского бизнеса: когда те самые, едва заметные на экономическом небосклоне девяностых, предприниматели-инженеры, пройдя через горнило нескольких кризисов выросли в лидеров своих индустрий.

Характерно в связи с этим то, какую роль в их экспортной стратегии сыграла прошлогодняя девальвация рубля, от которой многие ждали, что она окажется мощным драйвером роста российского экспорта. Да, она стала хорошим подспорьем для действующих экспортеров в продвижении на рынки развивающихся стран, особо чувствительных к цене: Китая, Индии, Латинской Америки, Африки. Однако не будь у них за плечами нескольких лет стратегической деятельности по разработке экспортного продукта и налаживанию партнерских связей, никакой экспансии на мировой рынок благодаря девальвации не получилось бы. С другой стороны, и без девальвации они все равно продвигались бы к своей цели, пусть медленнее, но так же методично, как и раньше. 



Читать все комментарии

ТАСС

Не договорились

Визит Барака Обамы в Королевство Саудовская Аравия (четвертый за время его президентства) прошел крайне непросто. Проблемы начались еще у трапа самолета: американского президента встречал всего лишь губернатор Эр-Рияда, хотя прибывших до него глав стран Залива приветствовал лично король. Апогеем обострения двусторонних отношений стал, конечно, нынешний скандал с секретной частью доклада о событиях 11 сентября

«Мираторг» с заднего входа

532 фотографии, 167 видеозаписей и 216 аудиофайлов диктофона — столько информации собрал спецкор «Эксперта», чтобы ответить на вопрос, в чем причина и каковы последствия повсеместного доминирования продукции «Мираторга» на полках российских магазинов

«Уравновешенный человек с интересом занимается всем»

Ученица знаменитой московской Второй школы стала лучшей в индивидуальном рейтинге V Европейской математической олимпиады для девушек. С директором школы Владимиром Овчинниковым мы беседуем о базовых принципах создания отличной школы