Не упустить момент для диверсификации города

Тема недели / РАЗГРОМ АВТОВАЗА В Тольятти действительно развит средний бизнес. Это его текущее серьезное преимущество перед многими другими городами России. Надо быстро начать его использовать, иначе это сделают другие города и через пять лет, а то и через три года уже будет поздно

Сегодня Тольятти кажется типичным «убывающим» городом, то есть относится к категории городов, которые возникли в Европе и США в самый начальный период деиндустриализации Запада. Классический пример «убывающего» города — американский Детройт, потерявший вместе со своей автомобильной промышленностью половину населения. Однако если «убывающие» города Запада искали и находили пути возрождения прежде всего в постиндустриальных практиках — развитии университетов, участии в рынке здравоохранения, развитии рекреации и культуры, то для Тольятти и России вообще, практически лишенной собственной промышленности, ревитализация городов должна проходить прежде всего под знаком реиндустриализации. Без сильной своей промышленности, экспортирующей продукцию за пределы города, региона, страны, современный город, город постпостиндустриального мира существовать не может. Для Тольятти это означает не только анализ правильности курса, выбранного АвтоВАЗом (город на это может повлиять лишь косвенно: у завода есть свои акционеры), но и диверсификацию экономики. Именно возможность индустриальной диверсификации тольяттинской экономики была тем вопросом, который решал Аналитический центр «Эксперт», проводя системное исследование Тольятти.

Когда наши аналитики вернулись из города, взяв несколько десятков интервью у представителей неавтомобильного бизнеса, они сказали однозначно: Тольятти — город среднего бизнеса. Действительно, это бросается в глаза: принципиальное отличие Тольятти от большинства других городов России такого же масштаба — наличие развитого среднего бизнеса в обрабатывающем секторе экономики. Если другим городам и областям нужно такой бизнес создавать — а зачастую быстро создать новые технологичные компании можно только с использованием иностранного капитала, — то в Тольятти подобные компании уже есть. По-видимому, сказалось то, что город имел в качестве базы высококвалифицированный кадровый потенциал и соответствующий климат, или дух, которому был своейственен некоторый предпринимательский азарт. И надо сказать, что этот азарт в Тольятти не подавлялся — предприниматели указывают на множество проблем. Но при этом фиксируют однозначно: административных барьеров развития в городе не существует. Пока этот кадровый потенциал и предпринимательский дух окончательно не растрачены, необходимо их использовать.

Хорошие компании среднего бизнеса, с которыми нам удалось поговорить, в отличие от АвтоВАЗа сохраняют динамичность даже в кризис. Некоторые из них являются российскими лидерами в своем сегменте и экспортируют продукцию. Эти компании имеют актуальные планы по кратному увеличению производства, за что и надо «зацепиться» городу, решая проблему занятости в частности и развития вообще.

Вот примеры.

Компания «Август» (производство кондиционеров и отопителей для техники). Выручка — 1 млрд рублей. 65% продукции уходит на экспорт. Планируется рост производственных мощностей в два раза, рост выручки в три раза.

 Компания «Аком» (производство аккумуляторов) — рост производ