Сапфировое доминирование

Специальный доклад
СДЕЛАНО В РОССИИ
«Эксперт» №11 (979) 14 марта 2016
Синтетические сапфиры и алюминиевые пасты для металлизации солнечных элементов. Разработчик и производитель — компания «Монокристалл» (входит в концерн «Энергомера»). Генеральный директор Олег Качалов.
Сапфировое доминирование

Компания «Монокристалл» была обречена выйти на мировой рынок. Потому что в России искусственные сапфиры — высокотехнологичный продукт, который компания умеет производить на мировом уровне, — оказались никому не нужны. Доля экспорта составляет 99% в продажах компании.

А недавно «Монокристалл» впервые в мире вырастил синтетический сапфир весом 300 кг. И не ради рекорда. Для сверхкрупных кристаллов этого самого твердого после алмаза материала открываются перспективные рыночные ниши: из них можно сделать, к примеру, бронестекло, защищающее автомобиль не только от снайперской винтовки, но и от гранатомета. А пока «Монокристалл» выпускает сапфировые пластины, востребованные во всем мире как компоненты высокотехнологичных изделий, без которых никто из нас уже не может обойтись. Они используются как подложки для светодиодов высокой яркости — в электронных гаджетах и экономичных лампочках; для оптических компонентов в смартфонах — как защитное стекло в камерах высокого разрешения: благодаря тому что сапфир невозможно поцарапать, изображение получается высокого качества; в смартфонах для кнопки, сканирующей отпечаток пальца владельца, — для того, чтобы устройство срабатывало точно, тоже надо использовать очень твердый и одновременно прозрачный материал.

Технологический лидер

Изначально, в конце 1990-х, «Монокристалл» экспортировал свою продукцию в Швейцарию, где ее использовали в производстве знаменитых часов. Это довольно узкая ниша применения сапфира, и поэтому в мире было не так уж много его производителей. Достаточным конкурентным преимуществом российских кристаллов была более низкая цена по сравнению с аналогичным продуктом зарубежных производителей.

Через два-три года после того, как «Монокристалл» укрепился на часовом рынке (до сих пор каждые вторые люксовые часы в мире содержат компоненты от этой компании), открылся массовый рынок электронных применений искусственных сапфиров. И тут же вырос градус конкуренции. Несмотря на это, «Монокристалл» сохранил свои позиции и стал редким пока примером российской компании, сумевшей занять доминирующее положение на мировом рынке высоких технологий: по данным за прошлый год, 43% смартфонов, содержащих сапфировые компоненты, были сделаны на основе продукта «Монокристалла», а в области светоизлучающих диодов компания занимает более четверти мирового рынка. Большинство ведущих брендов электроники использует продукцию компании. Французское аналитическое агентство Yole Developpement признало «Монокристалл» самым крупным в мире производителем синтетических сапфиров и единственной компанией, завершившей 2014-й финансовый год не с убытками (как наблюдается по всей отрасли в мире), а с прибылью, сгенерировав выручку в размере 108 млн долларов.

Это стало возможным прежде всего благодаря тому, что компания является одним из технологических лидеров в отрасли. Синтетический сапфир — продукт высоких технологий: выращивание кристаллов проходит при экстремально высоких температурах (свыше 2000 градусов) в глубоком вакууме, и д