Центр консолидации

Спецпроекты
ульяновская область
«Эксперт» №13 (981) 28 марта 2016
В этом году должна заработать Портовая особая экономическая зона «Ульяновск»
Центр консолидации

Когда в октябре прошлого года президент Владимир Путин встречался в Ново-Огареве с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым, одним из главных обсуждавшихся вопросов стало развитие портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) «Ульяновск». Эта территория с особым статусом, занимающая крайне выгодное географическое положение, может сыграть важную роль в формировании в Ульяновской области целого набора промышленных кластеров, в первую очередь авиационного. Сложная международная ситуация и резкое удорожание импорта диктует необходимость оперативного импортозамещения не только на продовольственном рынке, но и в машиностроении. ПОЭЗ «Ульяновск», где за счет льготного режима издержки потенциальных инвесторов могут снизиться на 30%, должна существенно ускорить процесс строительства новых производств.

Удобная точка на карте

История появления ПОЭЗ начинается в 2007–2008 годах, рассказывает Алексей Андреев, начальник аналитическо-правового отдела «Ульяновска»: «Тогда особые экономические зоны создавались на конкурсной основе. Минэкономразвития России проводило специальный конкурс, куда регионы подавали соответствующие заявки. Ульяновская область в 2008-м такую заявку подала, и эта заявка выиграла. По итогам конкурса было принято решение, оформленное постановлением правительства, о создании в Ульяновске портовой особой экономической зоны. Ее цели установлены статьей 3 федерального закона “Об особых экономических зонах”. Там сказано, что особые зоны создаются для развития высокотехнологичных производств по транспортной или иной инновационной инфраструктуре».

В июле 2011 года в Минэкономразвития состоялся первое заседание экспертного совета по портовым особым экономическим зонам под председательством замминистра Олега Савельева; были утверждены бизнес-планы первых резидентов портовой зоны. А через месяц на международном авиасалоне МАКС-2011 министр Эльвира Набиуллина вручила свидетельства, удостоверяющие регистрацию в качестве резидента особой экономической зоны, трем первым резидентам. «Это первая в России экономическая портовая зона, — отметила она. — Не случайно, что она сформирована именно в Ульяновской области. Ульяновск является признанным центром российского авиастроения с несомненными конкурентными преимуществами. Это прежде всего выстроенная инфраструктура и налаженный механизм деловых коммуникаций».

Алексей Андреев отмечает, что принципиальное значение при принятии решения имело как раз выгодное географическое местоположение региона и развитая транспортная инфраструктура: «Географическое положение Ульяновска выгодно с точки зрения дистрибуции товаров народного потребления и промышленной продукции. По сравнению с другими городами он более удачно расположен по отношению к рынкам сбыта и центрам различных производств. Это отличный центр консолидации. Он позволяет доставлять сюда товары магистральными потоками, здесь делать сборные грузы и отправлять их конечным потребителям».

К территории ПОЭЗ «Ульяновск» примыкает аэропорт Ульяновск-Восточный, с

«Мы разрабатываем комплексные решения»

Денис Барышников, генеральный директор ОАО «ПОЭЗ “Ульяновск”»

— Не могли бы вы коротко рассказать про общую концепцию ПОЭЗ «Ульяновск»?

— У нас два пусковых комплекса. Первый в большей степени ориентирован на предприятия авиационного кластера — это сервисное обслуживание и производство авиакомпонентов. Второй —уже предприятия любой отрасли и логистика. То есть два направления, логистическое и производственное. Далее смотрим, какие типы производств хорошо «дружат» с логистическим бизнесом. Те, что формируют большой грузопоток. Значит, нам здесь предпочтительнее производить любые товары массового спроса, они более комплементарны логистическому направлению, потому что помогают раскачивать логистический трафик.

— Проект ПОЭЗ для России уникальный. Есть ли в мире примеры, опыт реализации которых может быть успешно применен в Ульяновске?

— Все кейсы с грузовой авиационной логистикой в мире реализованы в пустых аэропортах. В качестве примера я всегда привожу аэропорт Лейпцига. Десять лет назад хаб DHL перенесли из Брюсселя в Лейпциг. То есть DHL еженощно его загружает на два-три часа. Все остальное время весь этот огромный перрон простаивает. Но после того как туда пришла DHL, вокруг аэропорта начали формироваться соответствующие типы деятельности, которым интересна авиационная логистика. Соответственно, при приходе сюда магистральной авиационной логистики, над привлечением которой мы сейчас плотно работаем и которая соединит весь Восток и весь Запад в одной точке, мы рассчитываем на появление здесь целого сегмента кейсов, которые используют эту авиационную логистику в своем бизнесе. Какая еще для них выгода? В данном конкретном случае оператор объединяет в одной точке транзитную точку и точку технического обслуживания воздушных судов. Строя здесь ангары для технического обслуживания, они в самой нагруженном месте с точки зрения трафика проходимости самолетов формируют инфраструктуру, которая работает и в операционном режиме перевалки грузов, и обслуживает воздушные суда. И эта точка для технического обслуживания очень дешева, так как есть налоговые льготы. Весь сервис по техническому обслуживанию внутри ПОЭЗ не облагается налогом на добавленную стоимость.  

— Расскажите подробнее о преимуществах, которые дает бизнесу работа в рамках ПОЭЗ.

— Во-первых, есть общие факторы, характерные для всех особых экономических зон, позволяющие сэкономить. Прежде всего это дешевая земля. Также мы вкладываем средства во все инфраструктурные объекты, не перекладывая эти расходы на инвесторов. Налоговые льготы у всех примерно одинаковы, хотя в Ульяновской области они одни из самых существенных. Во-вторых, у нас здесь в отличие от других зон режим свободной таможенной зоны, который действует на всей территории логистической части зоны, что подразумевает беспошлинный ввоз товаров. То есть все товары с территории Таможенного союза и с территории иностранных государств ввозятся без НДС, акцизов и без уплаты таможенных пошлин. Можно ввозить все. Исключение составляют товары, которые ограничены в обороте и запрещены. Резиденты, которые находятся внутри зоны, получают возможность экономить на оборотных средствах за счет того, что налоговые и прочие платежи возникают не в момент ввоза товара на территорию России, а в момент его продажи. Как это устроено? Привезли, например, яблоки, в обычном режиме растаможили. Потом 30% сгнило, с ними пропали уплаченные за них пошлины. А у нас резиденты фактически получают налоговые кредиты. Что еще? Выгодно осуществлять в таком режиме любые транзитные операции через зону без таможенного оформления. Допустим, авиационная логистика. Груз прилетел, в транзитном режиме переупаковался, улетел дальше, не пересекая территорию России. Далее. Формирование центров дистрибуции чего угодно. Ввезли сюда кучу товара, складируем здесь без уплаты НДС и таможенных пошлин. Оптовая торговля и дистрибуция отсюда на российскую территорию, учитывая то, что у резидента налог на прибыль всего лишь два процента. То есть для крупнооптовых распределительных центров это очень выгодно. В-третьих, кадровый аспект. В чем определенное конкурентное преимущество, допустим, для того же технического обслуживания авиационной техники? Большое количество авиационных кадров на территории левобережья Ульяновска. Соответственно, есть возможность ремонтировать здесь самолеты по тарифам, которые сейчас, после девальвации, даже ниже, чем в Китае и в полтора раза ниже, чем на московском рынке.

— Каким образом вы подбираете резидентов для ПОЭЗ?

— Мы стараемся не привлекать несмежные друг с другом виды бизнеса, а разрабатываем комплексные решения, формируем микрокластеры. То есть исключение лобовой конкуренции за рынок и максимальная кооперация друг с другом. Формирование единых технологических платформ, которые можно использовать в самых различных сегментах.

— Насколько велико число желающих разместить свой бизнес в особой экономической зоне?

— Желающие есть, но чтобы получить от компании быстрое решение, надо показывать уже готовую инфраструктуру. Все три типа предложений для резидентов: гринфилд, типовые производственные помещения и build-to-suite окончательно будут сформированы к четвертому кварталу 2016 года. Тогда процесс притока резидентов резко ускорится.

— Из каких источников финансируется сооружение инфраструктуры ПОЭЗ?

— Основные инвестиции — федеральный бюджет, Министерство экономического развития, столичное ОАО «Особые экономические зоны».

— Каким образом государство сможет зарабатывать на особой экономической зоне?

— В нашем лице в одной организации переплелись две функции — коммерческая и государственная. То есть c организационно-правовой стороны мы являемся коммерческим предприятием, но в то же время реализуем некоторые государственные функции. Мы акционерное общество и по Гражданскому кодексу обязаны извлекать прибыль, но система устроена так, что все расходы оседают на нашем балансе, а все эффекты появляются в других местах, в частности в бюджетной системе. То есть эффекты мы генерируем, но не для себя, а для бюджета. Наша операционная деятельность заключается в том, чтобы обеспечить функционирование объектов инфраструктуры зоны. Если же говорить о прибыльности, то нужен некий механизм перераспределения доходов через субсидии управляющей компании. А попытки заработать на инфраструктуре обречены на провал. Инфраструктура строится не для того, чтобы на ней заработать, а для создания условий резидентам. Нет, мы можем, например, заработать на газопроводе за трафик газа, но это мизер. На дорогах мы не заработаем, глупо брать плату за абонентскую загрузку. Особые экономические зоны по большей части обеспечивают социальный эффект в виде создания рабочих мест. Их назначение — развитие регионов, конкретных площадок — чтобы пришел инвестор с деньгами и создал предприятия, создал рабочие места, привнес технологии и компетенции в данный регион. Налоги от резидентов должны в итоге окупить затраты государства на создание инфраструктуры особой экономической зоны.

— Сейчас уже ощущается какой-либо экономический эффект от ПОЭЗ «Ульяновск»?

— Конечно. Резиденты платят налог на прибыль два процента, НДФЛ и отчисления в социальные фонды, создают рабочие места. Например, один из наших резидентов, «Промтех-Ульяновск», уже осуществляет деятельность на арендуемых площадях и одновременно строит в ПОЭЗ завод по производству бортовых кабельных сетей в рамках программы импортозамещения российских самолетов Sukhoi Superjet, ИЛ-76МД, МС-21. Еще надо учитывать сопутствующие виды бизнеса — мультипликаторы. Например, малый бизнес, обслуживающий инфраструктуру. Если пришел большой производитель — агрегатор, то потом могут быть малые предприятия, которые производят для него компоненты. Компетенции населения тоже развиваются, если приходят высокотехнологичные предприятия. Появляются соответствующие учебные заведения. А потом вокруг этого пойдет торговля, жилищное строительство и так далее.