Ипотеку спасут ценные бумаги

Русский бизнес / Рынок недвижимости Субсидирование процентной ставки помогло сократить спад на рынке ипотеки лишь на время. Без фундамента в виде котируемых ценных бумаг и снижения цен на жилье вряд ли удастся удержать спрос и объемы жилищного строительства

Пожалуй, из всех антикризисных мер правительства пока наиболее убедительный эффект показало субсидирование кредитной ставки по ипотеке на новостройки. На фоне критического снижения спроса почти на все доплата государством банкам 2–2,5 процентного пункта в общей стоимости ипотечного кредита позволила строительной и смежным отраслям не скатиться в яму, а банкам — нарастить портфели долгосрочных кредитов. Не говоря уже о том, что каждый вложенный государством в ипотеку рубль не только дает прямой экономический эффект, но и неизбежно повышает так называемый градус общественного счастья, то есть служит профилактикой социальной напряженности на фоне общего снижения доходов населения. Сам факт, что каждый третий ипотечный кредит в прошлом году был взят по программе субсидирования процентной ставки, свидетельствует, что эта мера господдержки попала точно в цель. Но эффект не будет бесконечным: поливать деньгами сжимающийся спрос долго не получится. 

Процент рынок бережет

Программа субсидирования процентной ставки по ипотечному кредиту на жилье в новостройках позволила избежать провала, который наблюдался в кризисном 2009 году, когда рынок ипотеки быстро сократился в три с половиной раза и составил всего 153 млрд рублей. И хотя многочисленные аналитики предрекали, что в 2015-м он упадет как минимум в полтора-два раза, сокращение составило только 35% — с 1,8 трлн в 2014 году до 1,2 трлн рублей.

В рамках начатой в марте прошлого года госпрограммы банкам выдавали субсидии в размере 2,5 процентного пункта к разнице между ключевой ставкой и максимально возможной для заемщика (официальная планка — 12% годовых). То есть с учетом ключевой ставки в 11% банки могли получить к своей разнице в 1 процентный пункт еще 2,5, то есть заработать на кредите как минимум 3,5%. При этом никто не запрещал продавать ипотеку и дороже 12%. В результате, по данным Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК), если в марте и апреле прошлого года объем выданных ипотечных кредитов снизился на 50% по сравнению с соответствующим периодом 2014 года, то уже в сентябре 2015-го снижение составило только 27%. В целом же, по данным Минстроя, в прошлом году по этой программе было выдано кредитов более чем на 484,7 млрд рублей, то есть свыше трети всего объема. Государство при этом заплатило банкам около 4 млрд рублей. 

Более того, опасаясь сворачивания программы (а правительство до последнего держало интригу), в обычно провальном на сделки январе граждане набрали ипотечных кредитов на 60 млрд рублей, а в феврале уже на 79,6 млрд, что почти сравнимо с февралем рекордного 2014-го.

«В феврале по программе субсидирования выдан рекордный за все время действия программы объем ипотечных кредитов, что связано прежде всего с ажиотажным спросом в условиях неопределенности: продлят программу или нет, — говорит руководитель аналитического центра компании “Русипотека” Сергей Гордейко. — Но главный фактор — доходность кредита. Условно говоря, два дополнительных процентных пункта оказали стимулирующ

Лидеры роста и падения продаж на российском авторынке в январе-феврале 2016 года

(к аналогичному периоду 2015 года)

 

Марка

Объем продаж, шт.

Динамика,* % 

Премиальный сегмент

Cadillac

138

+91,7

Lexus

2536

+71,2

Alfa Romeo

6

+50,0

Porsche

719

+25,0

Mercedes-Benz

6538

–10,8

Mini

174

–15,9

BMW

4669

–23,4

Audi

2655

–24,2

Jaguar

101

–24,6

Land Rover

1381

–29,5

Infiniti

669

–39,7

Acura

80

–50,6

Smart

24

–52,9

Volvo

400

–61,1

Массовый сегмент

Ford

5676

+76,7

Lifan

2290

+54,3

Suzuki

1185

+36,1

Chery

723

+14,4

УАЗ

5029

+11,4

Geely

1199

+6,0

Toyota

14017

–1,9

Kia

20541

–14,1

Lada

34612

–15,8

Volkswagen

9854

–17,7

Daewoo

2855

–21,9

Renault

13837

–22,7

Hyundai

18520

–28,6

Škoda

7632

–29,0

Fiat

419

–34,6

Citroën

559

–35,0

Nissan

11813

–36,3

Mazda

2913

–38,9

Chevrolet

3644

–42,2

Peugeot

447

–43,8

Honda

345

–45,8

Subaru

899

–48,7

Mitsubishi

3258

–50,2

Datsun

2656

–54,5

Ssang Yong

552

–57,3

Источник: «Автостат»