Маленькие островки успеха

Специальный доклад / Рейтинг фармацевтических компаний Доля импорта в 80% на рынке медизделий говорит о состоянии отечественной отрасли. Но реформировать ее быстро не получится. Пока мы наблюдаем лишь точечные достижения

Доля отечественных медицинских изделий на рынке в последние годы колеблется в довольно узком диапазоне: от 12 до 18%. Традиционно нашей специализацией были халаты, бинты, маски, некоторые инструменты, то есть невысокотехнологичная продукция. Хотя есть и несколько находящихся на пике технологий ниш, где отечественные производители представлены неплохо. Например, в рентгенологическом оборудовании, ПЦР-диагностике, приборах для физиотерапии. Амбициозная ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» ставит существенно более высокую цель — обеспечить к 2020 году 40% российской продукции на рынке. Ее достижение должно сопровождаться естественным переходом отрасли к инновационному развитию. Осталось всего четыре года. Между тем нынешние темпы развития медпрома не очень оптимистичны. По оценкам НТЦ «Медитэкс», в 2015 году долю отечественных изделий можно было бы оценить все в те же 15–17%. Девальвация рубля, приносящая некоторые преференции компаниям в других отраслях, в производстве медицинской техники практически ничего не дает: здесь доля импортных комплектующих и компонентов составляет более 50%. Проблем добавляет и переформатирование законодательной базы. 

Рыночные волны

Российский рынок медицинских изделий находится, по мнению российских экспертов, в «детском» возрасте. Провалившаяся в перестроечное время медицинская промышленность фактически освободила рынок для зарубежной продукции. Но по сравнению с другими отраслями, которые начали выбираться из исторического провала быстрее, медпром был очень неповоротлив. Одна из причин — многие компании сильно «завязаны» на другие отрасли: химическую, оптико-механическую, автоматизированных систем управления, металлургическую и прочие. Поэтому быстро наладить кооперационные связи оказалось трудновато, тем более что иные смежники вовсе исчезли или переключились на другие виды деятельности. Еще одна причина — долгое отсутствие внятной законодательной базы. По словам руководителя аналитического центра НТЦ «Медитэкс» Андрея Виленского, рынок развивался, не будучи никак отрегулированным. До последнего времени у нас имелся в лучшем случае набор приказов Министерства здравоохранения, притом довольно разрозненный. Три года назад появился Закон об охране здоровья, где медизделиям посвящено всего лишь три статьи. Уже больше десяти лет продолжается разработка Закона о медицинских изделиях. Несмотря на то что его проект достаточно широко обсуждался с общественностью и заинтересованными лицами, в него не удавалось внести четкость. В связи с таким правовым вакуумом рынок развивался достаточно хаотично. Многие российские производители работали просто на выживание, не имея прогнозируемого будущего.

Поддерживало этот хаос, как ни парадоксально, вливание в первом десятилетии нового века больших бюджетных денег в сферу здравоохранения. Делалось это без четкой стратегии, фрагментарно, в основном в виде федеральных программ или Национального про

Динамика российского рынка медицинских изделий за последние годы