От страховки к сопричастности

Русский бизнес
Частная медицина
«Эксперт» №16 (984) 18 апреля 2016
На коммерческом рынке медицинских услуг обострилась конкуренция за пациентов. Клиники привлекают клиентов новыми комплексными программами обследований и качеством сервиса
От страховки к сопричастности

«Пациент без полиса ДМС приходит сегодня в частную клинику в двух случаях: если он не может оказать себе помощь сам, то есть насморк-кашель все уже давно лечат самостоятельно, или если в государственных поликлиниках есть возможность получить помощь только через определенный промежуток времени, а пациент не может ждать. Сегодня скорее наблюдается обратный отток пациентов — в бесплатные государственные клиники. Люди начали считать деньги, в том числе и на собственное здоровье», — описывают сегодняшнюю ситуацию на рынке коммерческой медицины Олег Кайбелов, генеральный директор сети клиник «АВС-Медицина».

По данным аналитиков и подсчетам самих компаний, рост рынка коммерческой медицины в прошлом году составил не более 15% в денежном выражении, что соответствует инфляционному приросту. До этого в разные годы темпы роста составляли от 15 до 25% в год. Если же рассматривать динамику по количеству пациентов, то впервые за 20 лет она скорее отрицательная (соответствующей статистики нет, однако об этом говорят руководители многих коммерческих клиник).

Кроме того, структура доходов коммерческого сектора медицины начала меняться. В среднем более половины пациентов частных клиник — это владельцы полисов добровольного медицинского страхования (ДМС). В некоторых клиниках доля страховых пациентов доходит до 70–80%. Однако в 2015 году их число начало снижаться — по количеству выданных полисов рынок ДМС сократился на треть. Кроме того, клиники столкнулись с задержками выплат страховыми компаниями денег за обслуживание пациентов. По данным ЦБ, число выплаченных страховыми компаниями средств частным клиникам в прошлом году увеличилось всего на 7%, да и то лишь за счет Москвы — в регионах выплаты остались на уровне 2014 года. В этих условиях клиники начали диверсифицировать деятельность в пользу увеличения объемов продаж своих услуг в розницу: развивать собственные каналы привлечения пациентов, предлагать разнообразные программы годового обслуживания взамен страховых полисов, пакетные предложения на диагностику и обследования и т. д. Фактически это вылилось в кардинальную перестройку бизнеса по всем направлениям — его администрирования, ценовой политики, маркетинга, сервиса и пр. Похоже, что способность медицинских компаний самостоятельно привлекать клиентов с рынка в ближайшее время и будет определять уровень их конкурентоспособности и финансовой стабильности.

Творческий этап

Даже такие хаотичные, на первый взгляд, рынки, как ресторанный или рынок салонов красоты выглядят более стандартизированными и технологичными, чем коммерческая медицина, которая демонстрирует самые разные образцы творческого подхода. Скорее всего, это связано с двумя факторами: фазой развития, в которой находится рынок, — его становлением, активным развитием; и наличием мощного конкурента — государственной медицины, которая покрывает львиную долю спроса на медуслуги, а наличие теневых услуг в госсекторе серьезно замедляет приток инвестиций и внедрение технологий и инноваций в коммерческой медиц