Сколько отложить на отдых в России

Специальный доклад
Русский туризм
«Эксперт» №17-18 (985) 25 апреля 2016
Российский турпродукт стремится к разнообразию и к снижению цен. В минусе — сервис и инфраструктура, бонусом — уникальные эмоции в неистоптанных местах
Сколько отложить на отдых в России

Дикий российский сервис с удобствами на этаже и хамоватыми администраторами постепенно уходит в прошлое. Растет спрос на путешествия в глубинку. Турпродукт становится разнообразнее. Можно, например, купить попечительство над крымской виноградной лозой и приехать на остров за бутылкой вина годика через три, что будет и сельским, и промышленным, и социальным туризмом одновременно, совсем как в Европе.

Для современного состояния туристической отрасли России характерно динамичное реформирование бизнес-моделей и активная разработка новых направлений. Даже гиганты турбизнеса, например Coral или TUI, вынуждены открывать для себя и своих клиентов Россию — есть и спрос, и госзаказ, и политические обстоятельства. «Туристический бизнес сильно изменился за последние десять лет, да что там — за последние два года, — говорит Алексей Вершинин, руководитель туристической компании “Ростиславль”, в основной линейке предложений которой — двухдневные туры в исторические города к югу от Москвы. — Раньше было только Золотое кольцо, никто не предлагал даже самые очевидные достопримечательности Подмосковья. Да и объекты в малых городах представляли собой печальное зрелище. Тот же Зарайский кремль стоял неприкаянной руиной, а сегодня его территория достойно облагорожена».

Пакет нужен?

Сегодня крупнейшие игроки, которые частично развернулись с внешних рынков и создают собственный турпродукт в России, — это «Интурист», «Библио-глобус» и «Алеан». Остальные в большей степени представляют собой турагентства, поскольку чаще выкупают квоты на продажу мест в туре крупных или региональных операторов. Самые популярные среди москвичей туроператоры по России — «Дельфин» и «Мультитур», предлагающие в основном пакетные туры и объекты (гостиницы, санатории); «Магазин путешествий» (обладатель самого богатого выбора видов отдыха внутри страны) и Golden Ring, специализирующийся на маршрутах по Золотому кольцу России. На конечной стоимости поездки перекупки сказываться не должны: туроператор, выступающий как агент-посредник, получает процент от изначальной стоимости, а не за счет своей наценки.

На массовых направлениях — Крым, Сочи, две столицы — наконец появились пакетные предложения, которые нередко оказываются на 10–15% дешевле, чем при самостоятельной покупке всех услуг, хотя «дикий» туризм по-прежнему популярнее. И все же самым экономичным вариантом цивилизованного отдыха на Черном море (скажем, в Крыму) будет пакетный тур от крупного туроператора. Например, «Магазин путешествий» предлагает 12-дневный отдых летом в прибрежном пансионате с трансфером из Москвы на автобусе до Судака и проживанием в номере с минимальными удобствами (без питания) за 11 тыс. рублей. Самое популярное старейшее экскурсионное направление по Крыму — «Крымская кругосветка» (автобус и пешие маршруты). Продолжительность — от пяти дней, стоимость — от 14 тыс. рублей без авиаперелета, зато с двухразовым питанием (например, от туроператора «Кандагар»).

Надо учесть, что отдых в Крыму сегодня стоит примерно столько же

Мировые тренды туризма

Золтан Шомоги, исполнительный директор Всемирной туристской организации при ООН, оценивает развитие российского туризма и советует обратить внимание на отраслевые новации 

— Какая концепция развития туризма подошла бы России?

— Россия уже сегодня находится на девятом месте в мире по числу людей, которые приезжают в страну за год. Это неплохо, но могло бы быть лучше. Я думаю, что вы на правильном пути — я наблюдаю очень хорошую динамику развития за последнее десятилетие. Невозможно сделать все за один год, так не бывает. Цели хорошие, и возможности безграничны, я думаю.

По поводу концепции. Я не могу ответить на ваш вопрос. Одна конкретная стратегия для России не сработает. Потому что Россия больше, чем одна страна. Как вы думаете сделать одинаковую стратегию для Сочи и для Владивостока, для Санкт-Петербурга и для Азовского моря? Есть стратегия генеральная, то, что делает Ростуризм, и каждый регион должен построить свою собственную стратегию.

— Кто должен быть связующим звеном между местным бизнесом, создателями инфраструктуры и туроператорами? Кто должен первым изучить потенциал региона?

Я думаю, это ключевая роль местного правительства, менеджмент дестинации*, если хотите. Они должны знать, какие есть возможности для совместной работы с участниками рынка. Причем важна работа на всех уровнях: на городском, на областном, на муниципальном. Потому что все участники работают только вместе. Если я захочу просто построить гостиницу на пустыре, я должен сказать местным жителям: это для вас, потому что, если будет гостиница, будут туристы, будет больше работы, будет лучше жизнь. Я должен разговаривать с транспортными компаниями: а как туристы приедут сюда? Без частного сектора туризм не работает, без правительства тоже. Только вместе. И для России нет другого выхода.

— Согласитесь, люди всегда стремятся к морю, в теплые страны. И такой туризм всегда будет массовым. Есть ли шанс построить туристическую отрасль внутри страны, чтобы она была массовая, чтобы крупным туроператорам было интересно работать и зарабатывать деньги?

— Конечно, чаще всего люди уходят в отпуск на две недели и едут к морю. Но у них есть и другие возможности для путешествий. И наравне с массовым туризмом люди выбирают сити-туризм, уикенды, на два-три дня выезжают в соседние города и села, на природный туризм. Я бы сказал, что в некоторых странах такой туризм популярнее, чем массовый. В Швейцарии нет массового туризма. Но там очень красивые города, красивая природа, и поэтому люди едут туда. А с точки зрения туристических возможностей эта страна не богаче России.

Разумеется, нужна хорошая инфраструктура. В первую очередь транспорт. В стране, где города находятся на большом расстоянии друг от друга, это поезд, самолет, но не машина. Поэтому в России очень важно инвестировать в хорошую транспортную систему.

Давайте не забывать, что сегодня меняется структура туризма. Все больше людей выбирают индивидуальный туризм. Когда впервые был в России, в Москве, несколько лет назад, не работали туристические автобусы, потому что не было индивидуальных туристов. Сегодня уже есть.

— Индивидуальный туризм — это мировой тренд?

— Это мировой тренд. Конечно, организованный туризм останется, потому что многим просто трудно организовать тур, например, в Бразилию. Я могу, но это не очень просто. Но в Европе это абсолютный тренд. И в Америке это абсолютный тренд.

— Значит ли это, что снижается роль и влияние туроператоров?

— И да и нет. С одной стороны, важнее усилия местных органов власти в продвижении своих туробъектов, чем усилия туроператоров. С другой — роль туроператоров не снижается, а меняется. Прошло то время, когда можно было заработать на создании одного турпродукта. Это уже не работает. Я думаю, что турпакеты должны быть специализированными. Туроператоры должны предлагать более гибкие условия. Можно делать турпакеты и для индивидуальных туристов, с гостиницей, с возможным транспортом.

— Похоже, продвижение турпродукта, реклама значат сегодня для роста туристского спроса даже больше, чем хорошая инфраструктура?

— Инфраструктура всегда важна. Если я получил информацию из рекламы и потом на месте обнаружилось, что все это не соответствует действительности, работать ничего не будет. Я скажу моим друзьям, что мне наврали, и всё. Такая реклама сработает лишь на очень короткий срок.

Но продвижение — фундаментальный фактор. Социальные медиа, вебсайты, информация для туристов. Мало кто решает совершить поездку в Москву за один день. У меня есть время, у меня есть идеи, у меня есть возможности. Куда я иду? Я буду читать информацию в интернете. И сегодня для туриста информация — это в первую очередь социальные медиа, мнение индивидуальных туристов. Эмоции от поиска турпредложения тоже важны.

— Для туристов из-за рубежа, наверное, при выборе России главной проблемой была безопасность. А сейчас?

— Нет, безопасность — это всегда проблема. Но в России я не вижу таких проблем, у нас в Европе ситуация серьезнее. Это очень важно.

Я приехал самолетом из Бельгии в пятницу вечером вместе с испанскими туристами. Я гарантирую вам, они приехали не больше чем на уикенд. Их интересует культура, кухня, природа, Москва. И они знают, что теперь могут себе позволить такой отдых. Этим надо успеть воспользоваться.

*Туристская дестинация — это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять различные потребности широкой группы туристов.