Экономика ожирения

Книги
Москва, 23.05.2016
«Эксперт» №21 (988)
Агрессивная экспансия глобальных компаний, производящих продукты питания, зиждется на навязанных ими потребителям вредных привычках в еде

Книга Майкла Мосса — пример добротной работы журналиста в жанре «раскапывания мусора», то есть доказательного разоблачения вреда, который наносит деятельность гигантских корпораций общественным интересам. Автор провел множество интервью с людьми, занятыми в пищевой индустрии, — от топ-менеджеров до исследователей в лабораториях, создающих инновационные продукты; посетил штаб-квартиры ведущих мировых производителей продуктов питания в Европе и США; изучил историю изменения потребительских привычек во второй половине XX века и причины этих изменений; изучил документы независимых экспертиз и доклады регуляторов. В итоге он пришел к весьма неутешительным выводам: ради того, чтобы наращивать продажи своих массовых продуктов, корпорации накачивают их солью, сахаром и жирами в количествах, многократно превышающих научно обоснованные нормы потребления, что наносит непоправимый вред здоровью потребителей, приводя к ожирению, диабету и другим болезням, связанным с перееданием.

Характерно, что в ходе бесед с пищевиками высокого ранга Мосс установил, что те придерживаются диет, в которые категорически не входит продукция их корпораций, ориентированная на массового потребителя: полуфабрикаты, печенье, сладости, и прочее. И эти сидящие на здоровой диете представители продовольственных корпораций не слишком заботятся о здоровье своих покупателей, аргументируя свою позицию тем, что все они живут в свободной рыночной экономике и не вина пищевиков, что люди выбирают нездоровую пищу, диктуя таким образом заказ производству.

Конечно, увеличение доли нездоровой пищи в рационе среднего американца, а потом массового потребителя в других странах связано с изменениями в их образе жизни, обусловленными социальными переменами. Традиционный уклад с семейными завтраками, обедами и ужинами ушел в прошлое, в частности из-за увеличения занятости женщин в экономике. Как следствие, вырос спрос на готовые к употреблению продукты, экономящие время. А исчезновение общих трапез привело к беспорядочному расписанию приема пищи каждым членом семьи по отдельности, что повлекло за собой привычку перекусывать на ходу — разного рода батончиками, чипсами и прочими снеками.

Но это не отменяет лукавства аргументов пищевиков, которые разоблачает Мосс. Расследуя деятельность корпораций, он показал, что миллиарды, которые те тратят на исследования и разработку новых продуктов, направляются не на изучение того, как обеспечить потребителей полезной едой, а на то, чтобы понять, какие вкусовые ощущения обеспечивают наибольшее удовольствие от еды: лаборатории проводят весьма сложные исследования мозга, устанавливая участки, ответственные за вкусовые ощущения. Оказывается, что эти участки достигают так называемой точки блаженства при определенных сочетаниях сладкого с жировым наполнением или же соленого опять-таки с жирами. «Полученные в результате данные не только служат ориентиром для производителей продуктов питания, которые хотят знать, почему булочки с корицей так привлекательны. Они также пролили

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (988) 23 мая 2016
    Новая гипергонка?
    Содержание:
    Заметьте наши искандеры

    НАТО продолжает проводить враждебную политику в отношении Москвы. Однако целью этих действий является не война с Россией, а ее сдерживание и политическое доминирование США в Европе

    Главная новость
    Потребление
    Реклама