Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Экономика

Строителей зовут на пир

2016
ПРЕДОСТАВЛЕНО КОРПОРАЦИЕЙ «ТЕХНОНИКОЛЬ»

Корпорация «Технониколь» начала выпускать теплоизоляционные материалы из жесткого пенополиизоцианурата, PIR, и готова формировать спрос на этот новый продукт почти с нуля

Что такое PIR — полиуретановый теплоизоляционный материал нового поколения, журналистам, собравшимся 24 мая на церемонию торжественного открытия завода «Лоджикруф ПИР» в Рязани, показали не только на конвейере, но и на «кровельном шоу», устроенном прямо в цехе, под грохот работающей линии. Не надо обладать специальными познаниями в кровельном деле, чтобы понять: процесс утепления крыши или фасада с помощью PIR-плит протекает проще и быстрее, чем при работе с традиционным материалом, скажем с минеральной ватой. Плиты довольно большого размера рабочий в одиночку и без видимого усилия брал из штабеля и быстро монтировал на стальной профильный настил или бетонное основание. При этом он свободно передвигался по утепленной поверхности, не опасаясь повредить ее. В случае с минватой пришлось бы предварительно установить трапы для хождения по крыше, а также обеспечить рабочего респиратором и перчатками для защиты от пыли. Здесь же ничего этого не нужно: PIR не «вытаптывается» из-за своей повышенной жесткости и экологически безопасен.

К достоинствам нового материала по сравнению с традиционной теплоизоляцией относится и более низкая теплопроводность: обеспечить ту же теплозащиту можно за счет меньшей толщины прокладки (см. график 1). Кроме того, PIR практически не горит, а значит, не требует устройства противопожарных рассечек, которые еще и уменьшают долговечность конструкции. Наконец, PIR-плиты можно монтировать круглый год, потому что они не боятся влаги. В целом, если говорить об экономии, то сроки монтажа на кровле площадью 10 тыс. кв. м при использовании PIR-плит сокращаются на две недели, затраты на перевозку и подъем материала на крышу — на 40% и более. При этом крыша может выдержать дополнительное оборудование весом более 160 тонн.

Все эти качества обусловили широкое распространение PIR в мире, особенно в США, где он применяется уже тридцать лет и его доля в сооружении плоских кровель достигает 80%. Европа подхватила новшество позднее, но и там уже 40% плоских крыш утепляют с помощью PIR, а в целом на рынке теплоизоляции, главным образом при строительстве коммерческой, промышленной недвижимости, в сельском хозяйстве, его доля уже превышает 25%. И вот два с половиной года назад корпорация «Технониколь» решила освоить выпуск нового вида утеплителя и внедрить его в России.

Будучи крупнейшим производителем кровельных, гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов в России, СНГ и Европе, «Технониколь» и этот свой проект осуществила с размахом. Инвестиции в «Лоджикпруф ПИР» составили 1,7 млрд рублей, и это лишь первая очередь: через два года ожидается вторая. Итоговая проектная мощность линии — 2 млн кубометров PIR-плит — в полтора-два раза превосходит мощность аналогичных европейских предприятий. Кроме того, завод отвечает современным стандартам охраны окружающей среды, работая по безотходной технологии.

 22-02.jpg
 22-03.jpg

 

ПИР без спроса

 

Строго говоря, «Лоджикпруф ПИР», запущенный прошлой осенью, не первое российское предприятие по выпуску PIR-плит. Еще в конце 2014 года в Саратове открылось подобное производство, принадлежащее компании «Пиррогрупп», но втрое меньшей мощности. Однако производительность линии играет в данном случае принципиальную, инновационную роль, поскольку речь идет о продукте, спрос на который в России практически отсутствует. Так, «Лоджикпруф ПИР» сейчас загружен на 10% мощности, то есть выпустит в 2016 году 0,2 млн куб. м PIR-плит. Вряд ли больше уходит потребителям и с завода, принадлежащего «Пиррогрупп». Совокупное производство PIR-плит, следовательно, не достигает и 1% рынка теплоизоляции, объем которого — 50 млн кубометров.

Ограничивает спрос на PIR его более высокая цена по сравнению с другими видами теплоизоляции, а также неосведомленность покупателей о его преимуществах: например, за счет низкой теплопроводности PIR его стоимость в квадратных метрах на самом деле сопоставима с традиционными материалами. Сказывается и российское законодательство в области производства стройматериалов, имеющее отличия от европейского. Все это требует от производителя дополнительных усилий, чтобы сделать такое предложение здешнему рынку, от которого он действительно не сможет отказаться. «Спроса нет, и мы его создаем, — подтвердил президент “Технониколи” Сергей Колесников. — Наша задача — сделать новый продукт удобным в применении здесь, доступным по цене и убедить в этом покупателей. В этом тоже есть определенная инновация».

Понятно, что потенциал снижения цены на новый материал тем больше, чем больше возможности наращивания выпуска — вот для чего «Лоджикпруф ПИР» нужен такой гигантский задел в мощностях. Кроме того, при больших объемах производства легче решать важнейший вопрос импортозамещения сырья, 80% которого в настоящее время импортируется. Речь идет о базовом компоненте для производства PIR изоцианате (MDI) — его выпускают всего несколько компаний в мире, такие как Bayer, BASF, Dow Chemical, Huntsman Polyurethanes, поскольку производство рентабельно только при очень больших объемах. Но учитывая, что MDI идет также на изготовление поролона, потребляемого в самых разных отраслях, от автомобильной до мебельной, шанс на то, что в России появится свой производитель этого сырья, есть. «Мы не просто идем вперед, а еще тянем за собой “химию”. Надеюсь, что либо “Сибур”, либо “Нижнекамскнефтехим”, либо “ЛУКойл” используют наш спрос для создания своих производств», — поясняет Сергей Колесников.

Но это еще не все преимущества большого производства. По словам Дмитрия Капранова, руководителя направления PIR в «Технониколи», линия с максимальной производительностью позволяет более гибко реагировать на запросы рынка, и это учитывалось при составлении ТЗ для проектировщиков — итальянской OMS Group. В итоге как бы само собой получилось, что длина конвейера «Лоджикпруф ПИР» составляет 45 метров, тогда как у аналогичных европейских линий — лишь 37 метров. «Покупатель анализирует все в комплексе: теплопроводность, прочность, стабильность размеров, горючесть материала — и благодаря безграничным возможностям нашей линии, а также сильной группе технологов мы можем делать любой продукт, который нужен покупателю», — говорит Дмитрий Капранов. Скажем, вследствие различий в нормативах по горючести теплоизоляции между Россией и Европой, на «Лоджикпруф ПИР» вынуждены, с одной стороны, доводить свою технологию до более жестких российских стандартов, а с другой — поскольку треть продукции рассчитывают экспортировать на европейские рынки, сохранять привычные там параметры, оптимизируя в том числе стоимость экспортного продукта.

Логическим продолжением производства «Лоджикпруф ПИР» служит научная лаборатория предприятия, призванная не только контролировать качество продукции, но и разрабатывать уникальные рецептуры PIR в соответствии с потребностями рынка. Оборудование лаборатории позволяет моделировать процесс роста и полимеризации (затвердевания) полиуретановой пены на конвейере или поведение PIR-плиты в течение длительного срока эксплуатации, чтобы подтвердить такие характеристики, как долговечность и низкая деформация при перепадах температур. В ближайшее время планируется создать научно-исследовательский центр по развитию продукции на основе полиуретанов.

 

В поисках устойчивости

 

Сегодня спрос на PIR-плиты в России предъявляют лишь иностранные девелоперы вроде ИКЕА или «Ашана», у которых есть опыт их использования в Европе. Кроме того, по словам Владимира Маркова, генерального директора «Технониколи», вполне реально экспортировать продукцию «Лоджикпруф ПИР» в страны Европы, прежде всего Восточной, и частично в Скандинавию, где можно конкурировать по соотношению цены и качества с местными производителями, а на некоторых рынках, как в Чехии и Словакии, где нет своего производства, претендовать и на доминирование. Впрочем, география экспорта PIR-плит жестко ограничена экономикой перевозок: их невыгодно возить более чем за 2000 километров. С учетом этого, а также текущего экономического кризиса в России выйти на полную мощность в «Лоджикпруф ПИР» рассчитывают не раньше чем через пять лет, а то и все десять. На первый взгляд непонятно, для чего все это нужно такой большой и успешной компании, как «Технониколь».

Возможный ответ — замедление темпов роста, переживаемое компанией. Решение о строительстве нового завода принималось в 2013 году, на фоне первого резкого торможения — с 20 до 12%. Это был «звоночек» экономического кризиса, в который начала сползать экономика России, и он был услышан руководством компании. В последние два года выручка «Технониколи» почти не росла (см. график 2). Проект производства PIR-плит принесет компании около 10% прироста оборота. Однако это не единственный мотив, которым она руководствуется в своей стратегии.

Например, в 2005 году, в разгар экономического роста, «Технониколь» предприняла похожий «немотивированный» шаг и начала выпускать полимерную мембранную гидроизоляцию. По словам Владимира Маркова, ситуация тогда один в один походила на ситуацию с PIR, в частности с сырьем, которое полностью импортировалось. Сейчас же локализация его производства в России достигла 70–80%. Так что, скорее всего, применительно к компании следует говорить о стратегии другого порядка — «как у больших», когда важна не только динамика, но и устойчивость развития, а это невозможно при слабом развитии рынка в целом. «Это тот самый случай, когда спорят, что первично, яйцо или курица. Если бы Форд ждал, когда появится спрос на его автомобили, никогда бы не появился конвейер», — уверен Сергей Колесников. В роли конвейера выступает тут «Лоджикпруф ПИР». Благодаря этому заводу должен появиться новый массовый продукт, делающий рынок в целом более разнообразным и, как следствие, более устойчивым.

Компания «Технониколь» основана в 1992 году. Выпускает кровельные, гидроизоляционные и теплоизоляционные материалы. 20% продукции экспортируется в 79 стран. Производственные активы: 49 заводов, расположенных в шести странах, 700 торгово-сервисных точек, 18 учебных центров.

В компании работает 6500 человек.

Выручка — 69 млрд рублей. 

«Эксперт» №22 (989)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама