Daimler хочет в Россию

Русский бизнес
«Эксперт» №24 (991) 13 июня 2016

Автоконцерн Daimler начал переговоры с Минпромторгом РФ о подписании инвестиционного контракта, предполагающего строительство завода на территории нашей страны. Новое предприятие может появиться на площадке промышленного парка «Есипово» в Солнечногорском районе Московской области. Возможный объем производства — до 25 тыс. автомобилей в год, главным образом легковых машин марки Mercedes. Сейчас компания присутствует в России в сегменте грузовых автомобилей: она владеет 15% КамАЗа и имеет с ним СП в Набережных Челнах.

Напомним, что немцы интересовались возможностью размещения своего производства в России еще в 2005 году. Речь шла о строительстве за 100 млн долларов завода мощностью 25–30 тыс. автомобилей в год в Шушарах под Петербургом. Но потом передумали. Несколько раз (в 2007, 2011 и 2014 годах) они снова возвращались к этой теме — и снова отказывались. Причиной назывались высокие таможенные пошлины на импортные компоненты и требования по локализации. В 2014 году Daimler с этими требованиями вроде как смирился, поскольку постановлением правительства России были ограничены закупки автомобилей, произведенных за границей, для государственных нужд. Но спор возник из-за площадки: немцы потребовали от петербургских властей предоставить площадку бесплатно, за бюджетный счет ее расчистить, подвести инфраструктуру и, более того, гарантировать возврат вложенных средств, если проект не окупится. Эти требования оказались невыполнимыми, и в марте этого года переговоры прекратились.

Что касается «Есипово», то строительство этого промпарка планируется завершить к 2019 году. В его состав войдет свыше 193 тыс. кв. м производственных площадей, а также объекты инженерно-транспортной инфраструктуры.

Отметим, что автомобильный рынок России в последнее время переживал кризис, объемы продаж и, соответственно, производства резко упали. Но благодаря беспрецедентной поддержке властей ситуация вроде бы начала меняться. По оценке Ассоциации европейского бизнеса, темпы падения продаж автомобилей в России в этом году замедлятся до –4,7% (в прошлом году спад составил 35,7%), а с 2017 года рынок снова начнет расти. Так что если Daimler не будет медлить со строительством завода, то вполне может рассчитывать на неплохие дивиденды.