Хочется жить, а не гулять

Тема недели
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
«Эксперт» №24 (991) 13 июня 2016

Этим летом столичные власти продолжают начатый в прошлом году марафон по благоустройству столичных улиц. Жители города уже столкнулись с увеличением пробок и ограничением движения по городу в связи с масштабными строительными работами, на которые планируется потратить 22 млрд рублей. Как всегда, размах и кардинальность единовременных преобразований поражает воображение. Пока все ждут результатов стройки, которые должны быть предъявлены к осени. Однако волна сомнений и недовольства по поводу правомочности и необходимости этих преобразований постоянно возникает в общественном пространстве.

Прежде всего потому, что уже можно оценить результаты прошлогодней эпопеи. Оставив за скобками потраченные миллиарды, отметим лишь некоторые итоги: положенная плитка в зимнее время сильно скользит, велодорожки, проложенные в ущерб дорожному движению и парковкам, во многих местах эксплуатируются крайне редко, равно как и скамейки, установленные в порой в самых неожиданных местах, на многих вновь созданных пешеходных улицах людям просто нечего делать, и все попытки эти улицы оживить надуманными ярмарками, композициями из искусственных цветов (вызвавших разговоры про кладбищенскую эстетику) и шаров выглядят надрывно и искусственно. И самое главное, многим жителям пришлось резко изменить свой образ жизни: привычные и востребованные ранее для жизни точки — магазины, рестораны, химчистки и проч. — стали недоступны из-за отсутствия возможности до них доехать и припарковать машину. То, что ограничения на въезд в центр города привели не к сокращению пользования личным транспортом, а к отказу платежеспособной публики от поездок в центр, — это факт, о котором сегодня говорят владельцы магазинов, кафе и ресторанов. Полное игнорирование экономических аспектов жизни города и бизнеса — фирменный конек текущих преобразований на улицах Москвы. Магазин «Азбука вкуса» на Кутузовском проспекте, где на протяжении километров нет ни одной парковки, — это не тот магазин, который планировался его владельцами при строительстве, специально на вылетном направлении магистрали для покупателей на автомобилях.

Этим летом, уже чуть с меньшим остервенением, опять реализуются проекты, цель которых — дать жителям возможность гулять, участвовать в ярмарках и фестивалях. Хипстерская идея «гулять», благодушно проводить время (зачастую в местах, для этого не предназначенных), под которую перекраиваются целые улицы и жизнь экономически активных граждан, преподносится как «то самое» принятое в цивилизованном мире создание комфортной городской среды. Один из ее носителей и инициаторов — креативное бюро «Стрелка», осуществляющее для московского правительства исследования и разработку концепций в рамках программы «Моя улица» (возведенные в прошлом году каменные шары на Пушечной улице — один из предметов гордости бюро). Директор проекта «Моя улица» бюро «Стрелка» Александра Сытникова недавно сказала в интервью порталу mos.ru: «Потребности и мнение жителей Москвы во многом были для нас исходными точками. “Ак