О ключевых источниках роста агропромышленного комплекса России

Русский бизнес
Мнение
«Эксперт» №24 (991) 13 июня 2016
О ключевых источниках роста агропромышленного комплекса России

Решение правительства продлить продовольственное эмбарго до конца 2017 года — важный сигнал для российских сельхозпроизводителей, подтверждающий системность реализации стратегических задач импортозамещения и развития внешней торговли. Именно такой подход заложен в Экспортной продовольственной доктрине, разработанной Международным независимым институтом аграрной политики. Обозначенный среднесрочный горизонт планирования позволяет сверстать новые инвестиционные бюджеты под новые амбициозные цели. Тем более что для этого есть все основания: комплексная поддержка государства, устойчивая динамика развития отрасли, благоприятная конъюнктура рынка.

Сегодня наша страна занимает пятое место в мире по объемам производства сельхозпродукции и по объему экспорта. К примеру, если в 2009 году мы производили 2,1 млн тонн мяса птицы и импортировали 910 тыс. тонн, то по итогам 2015 года — 6 млн тонн и 200 тыс. тонн соответственно. В целом рост выпуска продукции АПК за десять лет составил 40%. С 2010 года в полтора раза увеличился экспорт зерновых — с 20 до 30 млн тонн.

Повысить динамику экспорта в текущих благоприятных для внешней торговли экономических условиях позволят новые меры государственной поддержки. Среди них подписанный президентом Владимиром Путиным закон об упрощении порядка возврата НДС экспортерам.

В целом сложившиеся для российских экспортеров конкурентные преимущества дают нам уникальный шанс стать лидером на глобальном рынке продовольствия.

Приоритетные направления работы понятны: импортозамещение, глобализация экспорта, повышение качества жизни на селе. Вопрос в том, как эффективно реализовать поставленные задачи, за счет каких базовых механизмов. Именно на этом я остановлюсь подробнее.

Первый и самый главный механизм развития — инвестиции, привлечение которых может осуществляться на основе государственно-частного партнерства. Преимущества такого подхода очевидны: средства расходуются под двойным контролем, снижаются административные барьеры, бизнес получает дополнительные гарантии возврата вложенных средств. В результате повышается эффективность работы сельского хозяйства, его конкурентоспособность.

Форсировать процесс привлечения инвестиций в сельское хозяйство позволит создание единой федеральной информационной системы инвестиционного потенциала АПК. В ее основу должны быть заложены следующие элементы: продовольственные балансы спроса и предложения сельхозпродукции в разрезе регионов, перечень государственных преференций бизнесу, данные об основных игроках локальных рынков, ценовые котировки, прогнозы развития базовых подотраслей.

Внедрение такой системы гарантированно упростит работу российских и зарубежных инвесторов, значительно усилит инвестиционную привлекательность аграрной сферы.

В свою очередь федеральные и региональные ведомства повысят эффективность работы с частным капиталом, уровень межотраслевого взаимодействия.

Второй важный фактор обеспечения стабильного роста АПК — жесткий контроль за освоением бюджетных средств, их адресным ис