Технологии дошли до печати

Русский бизнес
НОВЫЙ БИЗНЕС
«Эксперт» №24 (991) 13 июня 2016
— На что делаете ставку? — Во всем мире книжный рынок превращается в рынок авторов. Люди много пишут в Сети, а собственная книга стала финансово доступна любому.
Технологии дошли до печати

Стандартный контракт автора с издательством в России предусматривает лишь 10% авторских отчислений с оптовой цены — остальное забирают издательство и продавец. Между тем создать собственную книгу может каждый. И не только напечатать, но и поставить на полку книжного магазина. Революция произошла незаметно, но теперь автору не нужно бегать за издателем. На Западе самостоятельные публикации уже приносят авторам гораздо больше денег, чем публикации через ведущие издательства: их доля в доходах авторов превышает 47%, а доля больших издательств — ниже 25%.

«Мы полностью изменили весь предшествующий механизм публикации книг. Затраты на создание и размещение книг в магазинах по этой модели — нулевые. И мы единственные, кто бесплатно делает качественную книгу быстро. Мы предоставляем автору полную свободу выбора: в какой форме книга будет существовать и по каким каналам распространяться. Мы создаем пространство, в котором автор получает услуги исполнителей̆ без наценки», — говорит сооснователь платформы Ridero Александр Касьяненко. По сути, это автоматизированное издательство, где автор может сделать все самостоятельно и бесплатно либо воспользоваться услугами консультантов и дополнительными опциями вроде дизайна обложки, продвижения или записи аудиокниг. В 2015 году сервис Ridero стал второй компанией в России по ассортименту опубликованных изданий, уступив первенство только холдингу «Эксмо—АСТ». Авторы Ridero номинируются на престижные литературные премии (за последние полгода — «Премия Андрея Белого», «Дебют», «Роскон», «Нацбест», «Большая книга»). А количество зарегистрированных пользователей сервиса превысило 40 тысяч человек.

 

В чем отличие от издательства?

 

«Бумажное» издательство работает по модели отбора авторов, опираясь на принятые для себя критерии — вкус, опыт, прогноз, выбирая то, что может пойти хорошо. А также решает, в каком виде это нужно подавать. «Система отбора не отвечает никакой эволюции. Она была вынужденной, потому что стоимость вложений в тираж еще 15 лет назад была гигантской. Сегодня стоимость выхода на рынок не самые большие деньги, — рассуждает Александр. — Почти не осталось издателей, которые смотрят на книгу, ориентируясь только на свой уникальный вкус. В основном оценивают, как такие книги продавались. Но, здесь, собственно, Борис Акунин и его Фандорин — один из лучших примеров. Его книга ходила по всем издательствам. И все отказывали, считая, что исторический детектив не продается. Когда вы ориентируетесь на старые данные, у вас нет никакого шанса».

 

Их история

 

В книжном бизнесе Александр уже около 25 лет. В начале девяностых книги продавал — в Тель-Авиве. В начале двухтысячных — издавал. Именно «Гудьял-пресс» издало «Доктора Живаго» Пастернака, был издан после длительного перерыва Шварц. «Бойцовский клуб» — серии в оранжевых обложках. Тогда же, в начале нулевых, Александр, по заказу создал официальный путеводитель по Кремлю, которым до сих пор все пользуются. Затем было еще пара-тройка каких-то издательских проект