Экономика


Заложники тарифа

2016

Реформа отрасли ЖКХ приносит первые плоды — активно растут концессии. Но ряд системных проблем еще не решен, и без частного капитала, длинных денег и стабильных правил игры, в том числе долгосрочных тарифов для всех участников, инвестиции так и останутся точечными

Государство готово субсидировать инвесторам процентную ставку по кредитам в области ЖКХ. «В этом году 3,4 миллиарда рублей на эти цели нашли, и в случае, если они будут востребованы, мы в десять раз увеличим эту сумму», — пообещал вице-премьер Дмитрий Козак в рамках секции «Государственно-частное партнерство в ЖКХ: реальные инвестиции в реальный сектор» на Петербургском международном экономическом форуме.

Если представить, что государство выделит около 35 млрд рублей и за счет этих средств, например, закроет 10 процентных пунктов в выданных кредитах, то в целом рынок может рассчитывать на приток 350 млрд рублей инвестиций. Это весомая сумма.

Более того, инвестиционный климат в жилищно-коммунальном секторе в последние годы заметно улучшился и ЖКХ превратилось из черной дыры в сферу, интересную для вложений, все участники дискуссии секции ЖКХ на ПМЭФ признавали это.

С другой стороны, несмотря на оптимистические данные, надеяться на ускоренное развитие сектора рано. Конструкции, создаваемые государством, нацелены на стимулирование конкретных, обычно локальных проектов. Однако в отрасли есть и системные проблемы, и, если их не решить, ЖКХ так и будет периодически лихорадить.

Главным спикером секции выступил замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис. На заседаниях он был в приподнятом настроении, шутил и получал хвалебные отзывы от участников рынка. И было за что: за последние годы Минстрой создал серьезную законодательную базу, которая позволили появиться целому ряду принципиально новых инструментов для инвестиций в отрасль — в первую очередь это концессионные соглашения и энергосервисные контракты. Кроме того, Минстрой добился стабилизации тарифов для коммунальщиков на долгосрочную перспективу. Наконец, при содействии министерства произошел рост прозрачности отрасли и стабилизировались правила игры.

Все это неплохо демонстрируют цифры. Количество концессионных соглашений в секторе ЖКХ в 2015 году увеличилось в 2,4 раза по сравнению с 2014-м. Объем инвестиционных обязательств вырос в десять раз. Об этом в ходе мероприятия сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. «Прошлый год стал рекордным по количеству заключенных концессионных соглашений в сфере ЖКХ, — порадовался вице-премьер. — Заключено 271 концессионное соглашение с суммой обязательств на 71 миллиард рублей, тогда как в 2014 году было заключено 112 концессионных соглашений на общую сумму 7,2 миллиарда рублей».

По мнению Дмитрия Козака, дополнительным импульсом для развития ГЧП-проектов в ЖКХ стали гарантии, которые были предоставлены инвесторам государством. И сейчас мы, похоже, становимся свидетелями настоящего бума государственно-частных партнерств: по состоянию на первый квартал 2016 года, как сообщил вице-премьер, заключено уже 736 концессионных соглашений на сумму обязательств 137 млрд рублей. Однако, во-первых, пока неизвестно, сколько из этих проектов будет реально поддержано инвестициями в модернизацию и строительство объектов ЖКХ. А во-вторых, крупный бизнес пока весьма настороженно относится к вложениям в ЖКХ — время масштабного обновления инфраструктуры никак не наступит

Генеральный директор Fortum Александр Чуваев предложил создать Совет теплового рынка 22-01.jpg РИА НОВОСТИ
Генеральный директор Fortum Александр Чуваев предложил создать Совет теплового рынка
РИА НОВОСТИ
Заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис верит в концессии 22-02.jpg РИА НОВОСТИ
Заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис верит в концессии
РИА НОВОСТИ
Заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Козак готов увеличить субсидии на процентную ставку в ЖКХ в десять раз 22-03.jpg РИА НОВОСТИ
Заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Козак готов увеличить субсидии на процентную ставку в ЖКХ в десять раз
РИА НОВОСТИ

Уход от каннибализма

Сама по себе отрасль ЖКХ крайне неоднородна. Здесь есть представители крупного бизнеса в лице теплогенерирующих компаний и водоснабжающих холдингов. Средний бизнес представлен различными сетями — электрическими или тепловыми, а также отдельными водоканалами. Есть и мелкий бизнес — преимущественно в лице управляющих компаний, обособленных котельных или небольших водоснабжающих компаний.

У каждого из представителей бизнеса свои проблемы, свое видение того, как правильно обустроить отрасль ЖКХ. Зачастую это видения сильно разнятся, так как все участники рынка — и крупные, и мелкие — делят один большой тарифный пирог. Рост тарифа ограничен предельным индексом, ежегодно утверждаемым президентом страны, и это тарифное ограничение приводит к внутреннему отраслевому «каннибализму» — отраслевые игроки не конкурируют за потребителя качеством услуг, а бьются за долю в платеже. При этом если раньше проблема стояла не так остро, поскольку рост тарифа никто не ограничивал, то теперь, с введением ограничений для сферы ЖКХ, ситуация обострилась. «Предыдущие пятнадцать лет тарифы ЖКХ росли более высокими темпами, чем инфляция. Сегодня, видимо, тарифы дальше не будут расти такими темпами. Но и снижать тарифы мы не будем», — предупредил Дмитрий Козак. Вице-премьер пояснил, что рост тарифов в предыдущие годы позволял закрывать дыры и поддерживать жилищно-коммунальное хозяйство в рабочем состоянии. Но теперь у инвесторов в ЖКХ потенциал для роста дохода есть только за счет снижения издержек, рассчитывать на повышение тарифа больше не приходится. «Честный и правильный подход к инвестору — перестать считать его деньги. Нужно открыто признать, что есть обязательства по конечному результату и качеству услуг, есть обязательства государства по тарифным решениям, а сколько заработал и сэкономил инвестор, нас не должно интересовать», — добавил Козак.

Деньги из энергетики

Попытки Минстроя разрешить проблему битвы за тариф за счет концессионных соглашений и введения долгосрочного тарифного регулирования имеют рациональное зерно, но при этом в них сильна и утопическая составляющая. Дело в том, что концессии сами по себе не решают проблему естественных монополий, каковыми являются котельная или теплосеть в каждом отдельно взятом дворе. Эти монополии просто переходят из одних рук в другие — раньше ими управляли чиновники, теперь будут управлять бизнесмены. А установив долгосрочный тариф для концессионеров, но не установив его для остальных участников рынка, мы таким образом провоцируем еще большую борьбу за оставшийся, незафиксированный «кусок» платежа.

Рациональность же действий Минстроя связана с тем, что правила игры для отрасли ЖКХ устанавливаются на региональном уровне, и зачастую даже представители крупного бизнеса не могут ничего противопоставить связке «региональная власть — региональный бизнес». Генеральный директор крупнейшей частной теплоэнергетической компании «Т Плюс» Борис Вайнзихер попросил руководителей страны оценить эффективность государственных унитарных предприятий (ГУП) и муниципальных унитарных предприятий (МУП) — среднего звена отрасли. Более того, по его мнению, форма МУП «тянет всю страну назад». «Само ее наличие губит ЖКХ», — заявил бизнесмен.

Но если концессии начали решать проблемы мелких и средних предприятий ЖКХ, до последнего времени находившихся в муниципальной и региональной собственности, то частные предприятия ЖКХ, в том числе принадлежащие крупному бизнесу, пока остаются фактически за пределами реформы сектора.

Для того чтобы хотя бы отчасти решить проблемы отрасли теплоснабжения — турбулентность федерального и регионального законодательства, зависимость тарифов от личностного фактора местных властей, а заодно установить по всей стране единые правила игры для основного сектора ЖКХ, глава российского филиала компании «Фортум» Александр Чуваев предложил создать НП «Совет теплового рынка». По мнению Чуваева, отрасль электроэнергетики крайне успешно регулируется НП «Совет рынка», и этот опыт можно было бы перенести и на проблемный рынок тепла.

В случае установления понятных правил игры Александр Чуваев сулит отрасли ЖКХ 1,5 трлн рублей инвестиций — и даже называет источник этих средств. По его словам, успешная реформа РАО ЕЭС позволила привлечь в отрасль электроэнергетики огромные инвестиции. Сейчас инвесторы в основной своей массе закончили инвестпрограммы и начинают отбивать затраты. Перед «Фортумом» стоит дилемма — платить дивиденды или реинвестировать полученные средства. «Мы готовы реинвестировать полученные от электроэнергетики деньги. Создайте нам условия», — заявил Чуваев.

Концессия в действии

Проблема инвестиций в отрасли ЖКХ стоит все еще остро. Несмотря на подписанные концессионные соглашения, инвесторы пока не выстроились в очередь, хотя ситуация по сравнению с тем, что было еще два года назад, сильно изменилась.

Например, в отрасль осторожно пошли консервативные инвесторы. УК «Лидер» в Волгограде взяла в управление местный водопровод. Эта одна из крупневших в мире систем водоснабжения и крупнейшая в России по протяженности сетей — 4,5 тыс. км. Ситуация в Волгограде была беспрецедентной: износ сетей достиг 80% и почти половина воды терялась по дороге до крана. Чтобы решить проблему, городские власти пошли на серьезные реформы.

В рамках достигнутых договоренностей специально созданная компания «Концессии водоснабжения» должна осуществить модернизацию и осуществлять эксплуатацию волгоградских систем холодного водоснабжения и водоотведения на протяжении тридцати лет. Общий объем инвестиций за весь срок соглашения — 58 млрд рублей, из них более 7 млрд — в первые три года.

Директор компании «Концессии водоснабжения» Николай Николюк отметил, что только во втором полугодии 2015 года на мероприятия по модернизации объектов волгоградского водоканала было направлено 838 млн рублей, а в этом году размер инвестиций составит порядка 3,5 млрд рублей.

Интересен проект и для УК «Лидер», управляющей пенсионными накоплениями: капитал, вложенный в отрасль, будет десятилетиями приносить гарантированный доход даже в условиях кризисов, турбулентности цен на нефть и т. д. Кризисную устойчивость отрасли отметил и Андрей Чибис: он напомнил игрокам рынка, что уровень платежей населения по услугам ЖКХ в России сохраняется на уровне 95% даже в непростой экономической ситуации. При этом чиновник отметил, что для нивелирования серьезных рисков неплатежей в этой сфере нужно убрать посредников из цепочки оплаты. По словам Чибиса, это станет дополнительным инструментом повышения инвестиционной привлекательности для сектора ЖКХ.

Тем не менее такие примеры пока единичны и опыт Волгограда уникален.

Длинные, очень длинные деньги

Еще одна причина отсутствия массовых инвестиций — длительный срок окупаемости проектов ЖКХ. Соответственно, под них нужны длинные и, главное, дешевые деньги. В России такие деньги очень редки: есть они у единичных компаний: либо пенсионных фондов (отрасль стараниями Минфина и ЦБ почти умертвлена), либо у государственных институтов развития (но на всех этих денег не хватит), либо у западных компаний (однако те смотрят на ЖКХ крайне осторожно; например, тот же «Фортум» годами добивается стабилизации правил игры).

Однако без модернизации отрасли ЖКХ не обойтись. Проблемы стоят остро. «Я занимался тушением пожара в Ижевске, где просто все взорвалось, где мы прямо вытрясали из муниципалитета: давайте организуем концессию, совместное предприятие, еще что-то… А нам отвечали: “Нет, у нас тут долги у муниципалитета есть, давайте зачтем их в счет ваших инвестиционных обязательств, не надо ничего делать, и так все хорошо”» — такой пример на секции привел Борис Вайнзихер. Примеров такого рода может быть масса: практически в каждом российском городе есть тот или иной аварийный объект коммунальной инфраструктуры.

По мнению Дмитрия Козака, сейчас необходимо, чтобы государство и банки предложили специальный банковский продукт для субъектов РФ, муниципалитетов и частных инвесторов. «Нужна предметная работа с банками, так как их стандартный банковский продукт не подходит для инвестиций в ЖКХ. Нужны длинные и не очень дорогие деньги», — объяснил Козак.

«Эксперт» №26 (993)



    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама