Автомобильный люкс на подъеме

Эксперт-авто / РОССИЙСКИЙ АВТОРЫНОК Вопреки кризису продажи автомобилей класса люкс в России бьют рекорды. У клиентов этого сегмента покупательская способность не снижается. Стараются и производители, которые оперативно обновляют модельный ряд сверхдорогих машин и делают ставку на их индивидуализацию
АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

На конвейере завода Rolls-Royce в британском городке Гудвуд — сплошь ярко-красные машины. Это экстравагантный гонконгский бизнесмен Стивен Хун недавно сделал крупнейший в истории заказ на автомобили Rolls-Roycе: он приобретает сразу 30 автомобилей этой марки на общую сумму 20 млн долларов. Заказываемые им модели Phantom — с удлиненной колесной базой, а в ярко-красный они выкрашены потому, что на Востоке этот цвет символизирует удачу. Все машины, каждая из которых стоит от 400 тыс. долларов, будут обслуживать новый игорный комплекс бизнесмена в Макао. У самого Хуна уже есть четыре автомобиля Rolls-Royce, а своей жене на День святого Валентина он недавно подарил еще одну машину этой британской марки — розовую.

Несмотря на экономическую турбулентность, во всем мире продажи автомобилей класса люкс стоимостью 250–300 тыс. долларов и выше сейчас на небывалом подъеме. В частности, для Rolls-Royce прошлый год стал вторым по успешности за последние пятнадцать лет: по его итогам британский бренд (входит в концерн BMW) продал около 3800 машин, почти в пять раз больше, чем десять лет назад, в 2005-м (см. график 1).

«Несмотря на глобальные экономические трудности, число богатых людей в мире растет, — рассказывает “Эксперту” Джеймс Крайтон, директор по продажам Rolls-Royce в Европе. — Согласно нашим данным, в мире сейчас насчитывается около 18 миллионов людей с доходом свыше миллиона долларов в год, их число за последний год увеличилось на 6,6 процента. В ближайшее время мы прогнозируем увеличение темпов прироста числа состоятельных людей — до 8 процентов в год. Все это обусловливает повышение спроса на товары класса люкс, в том числе на автомобили».

В Rolls-Royce указывают, что помимо количественного роста меняется и состав покупателей сверхдорогих машин. Прежде всего, клиент молодеет: если раньше его средний возраст превышал 55 лет, то сейчас он опустился до 45–47 лет. При этом нередки случаи, когда автомобиль за треть миллиона долларов приобретают совсем молодые люди — 23 и даже 19 лет. Растет и доля женщин: раньше сверхдорогие «роллс-ройсы» покупали исключительно представители мужского пола, а сейчас доля женщин достигает 15%.

Еще один важный тренд: богатые покупатели все чаще хотят машину, какой нет ни у кого. Сейчас на заводе Rolls-Royce в Гудвуде ежедневно производят 20 автомобилей, при этом представители компании утверждают, что на конвейере нет двух одинаковых машин. Да, модельный ряд Rolls-Royce невелик (Phantom, Ghost, Wraith, Dawn), но по комплектации, оформлению салона, дополнительным опциям каждая машина отражает индивидуальные вкусы покупателя. «Ключевой запрос клиентов люксовых автомобилей — эксклюзивность. Приобретая сверхдорогой автомобиль, человек хочет, чтобы ни у кого не было такого же, — продолжает Джеймс Крайтон. — Мы готовы выполнить любой каприз клиента. Например, предлагаемая нами цветовая гамма включает 45 тысяч цветов. У нас как-то был случай: пришел покупатель и сказал, что хочет автомобиль такого же цвета, как его любимая собака.

Последние два года Rolls-Royce ставит рекорды по продажам