Арктика еще не открыта *

Наука и технологии
ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ
«Эксперт» №30-33 (996) 25 июля 2016
Новейшие планы многоцелевого развития Арктической зоны России — амбициозный и в то же время насущно необходимый для страны стратегический проект, который по своей значимости сравним с легендарными атомным и космическим проектами
Арктика еще не открыта *

Россия возвращается в Арктику. Многие эксперты считают, что этот процесс следовало бы назвать «переосвоением» Арктики. Он предполагает переосмысление концепции и условий функционирования ранее созданного хозяйственного, социального и инфраструктурного потенциала этого уникального макрорегиона. Об этом, в частности говорилось на форуме «Технопром–2016», который состоялся в начале июня в Новосибирске.

 

Как Россия продвигалась на Север

 

Продвижение России на восток и на север столетиями было связано в первую очередь с тем, что, когда истощались одни ресурсы, приходилось идти все дальше — за другими. Это движение всегда было за каким-то уникальным, дорогостоящим и очень доходным с точки зрения его реализации на удаленных рынках видом сырья. Характеризуя этот процесс, известный российский историк Александр Эткинд ввел словосочетание «баррели меха», которое связывает XVI век с XX и XXI веками. Вначале целью продвижения была пушнина, ради которой можно было идти далеко на восток и ради которой осваивались территории и вовлекались в орбиту России народы. В советское время эту цель сменили другие. Это уникальные месторождения полезных ископаемых: никель — Норильск, уголь — Воркута, нефть — Ухта, газ — Уренгой, золото — Колыма, алмазы — Якутия. Каждый раз Россия шла за тем, что давало очень высокую отдачу.

Как отмечает Валерий Крюков, главный редактор журнала ЭКО, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, «хотя история российского присутствия в Арктике составляет несколько веков, практически все, что определяет хозяйственный и расселенческий облик российской Арктики, было создано в течение относительно непродолжительного по историческим меркам советского периода ее освоения». Именно тогда за Полярным кругом начались поиски, а затем и промышленная добыча ценнейших полезных ископаемых, был освоен и оснащен всей необходимой инфраструктурой (от ледоколов до метеостанций) Северный морской путь (СМП), была создана сеть постоянных населенных пунктов, портов и аэродромов, начались систематические научные исследования Арктики.

В это же время от Кольского полуострова до Чукотки протянулся пояс военно-морских и авиационных оборонных баз, была разработана специальная система гарантированного жизнеобеспечения арктических территорий и стимулирования работников («северный завоз», «северные коэффициенты и надбавки» и т. п.).

 

Период трансформации и возвращение в Арктику

 

Все созданное в советской Арктике, отметил Валерий Крюков, было закономерным результатом политики, в которой доминировала государственная собственность и отсутствовали свободное ценообразование и конкуренция. Очень многое осуществляли по принципу «мы за ценой не постоим», когда труд ничего не стоил, когда транспортные тарифы и транспортная схема определялись исходя из политических приоритетов. Понятно, что сегодня полное воспроизводство советских принципов управления и развития арктической зоны невозможно, да, вероятно, и не нужн

*Статья написана на основе доклада Экспертного совета Коллегии Военно-промышленной комиссии РФ «Приоритеты России в Арктике», подготовленного авторским коллективом в составе: Д. С. Медовников, А. В. Виньков, И. Н. Имамутдинов, А. Г. Механик, Т. К. Оганесян, М. В. Ремизов, С. Д. Розмирович, А. К. Степанов к форуму «Технопром-2016», состоявшемуся в Новосибирске в начале июня 2016 года, и работы «Россия в Арктике. Вызовы и перспективы освоения». Под ред. М. В. Ремизова. — М.: Институт национальной стратегии, «Книжный мир», 2015.

 

Магистрали будущего

 

Северный широтный ход — проектируемая железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяженностью 707 км по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево, которая должна связать западную и восточную части автономного округа, Северную железную дорогу со Свердловской. Возможно ее продолжение дальше на север на Дудинку.

 

Белкомур (Белое море — Коми — Урал) — планируемая железнодорожная магистраль, которая напрямую соединит Соликамск, Гайны, Сыктывкар и Архангельск. Дорога свяжет регионы Сибири и Урала с портами в Архангельске и Мурманске, сократив этот путь на 800 километров. 

 

Определение внешних границ арктических территорий России

 

В течение долгого времени при определении государственных границ в Арктике господствовал так называемый секторальный подход, согласно которому Арктика поделена между сопредельными циркумполярными государствами, причем Северный полюс является границей всех заинтересованных государств. Этой нормой устанавливается, что сектор находится под юрисдикцией приарктического государства и на острова и земли, находящиеся в данном секторе, распространяется суверенитет этого государства. Первой в 1909 году определила свой сектор Арктики Канада, объявив свой суверенитет на все территории между Северным полюсом и своим северным побережьем.

Россия заявила о своих правах на арктические территории впервые в 1916 году. Министерство иностранных дел направило зарубежным государствам ноту о включении в состав своей территории всех земель, «расположенных к северу от азиатского побережья Российской Империи».

Вопрос о границах советской арктической зоны исчерпывающим образом был урегулирован позднее в постановлении Президиума ЦИК СССР «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» от 15 апреля 1926 года. В этом документе объявлялись «...территорией Союза ССР все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего постановления признанной правительством Союза ССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане, к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса…» Принадлежность России этих территорий официально не оспаривается ни одной из арктических стран.

Однако в 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву, согласно которой территориальная юрисдикция государства распространяется лишь на шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной. Россия присоединилась к этому соглашению в 1997 году. Присоединившись к конвенции, Россия фактически дезавуировала свои суверенные права на часть национального арктического сектора с Северным полюсом во главе, установленные в результате фактического владения и закрепленные целым рядом нормативно-правовых актов. При таком подходе не все арктические районы находятся под полным суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, что создает повод для постоянных попыток постановки вопроса об интернационализации Северного морского пути. Вот почему перед российским государством встает вопрос, как сочетать секторальный и международно-конвенциальный принципы в определении границы Арктической зоны Российской Федерации, как подтвердить исторические права современными природно-географическими, геологическими и политико-правовыми аргументами.