Ботинки на износе

Русский бизнес
РЫНОК ОБУВИ
«Эксперт» №30-33 (996) 25 июля 2016
«Обувь России» расширяет производственные мощности и спектр услуг в собственной розничной сети. Задача компании — сохранить клиентов в кризис и быть во всеоружии, когда спрос на обувь вновь начнет расти
Ботинки на износе

Качество спроса на обувь в стране вернулось на уровень начала 2000-х годов: в среднем россиянин сегодня покупает две пары обуви в год — недорогой, практичной, на все случаи жизни. И это самый низ потребления — дальше спрос сокращаться не может. Запрос на разнообразие ассортимента, уникальные модели и эксклюзивное предложение сегодня крайне невелик, можно сказать, он остался в прошлом. Рынок вернулся к унификации.

И это на руку отечественным производителям, которые традиционно не очень сильны в модном ассортименте: в условиях ценового преимущества, полученного вследствие девальвации рубля, и смещения спроса в сторону недорогой, функциональной обуви они начали укреплять производство. Занять свое место в списке ведущих отечественных производителей стремится и новосибирская компания «Обувь России» — недавно она начала модернизацию фабрики S-TEP, купленной в прошлом году. Общий объем инвестиций составит 5 млрд рублей. Цель этой реновации — втрое увеличить объем производства до 2022 года и нарастить долю собственной обуви в своих розничных сетях с нынешних 20 до 50%. О том, как поменялась стратегия развития компании в кризис, мы говорим с генеральным директором группы компаний «Обувь России» Антоном Титовым.

— Что сейчас происходит с обувным рынком? Сильно ли он пострадал в кризис?

— В 2015 году объем российского рынка обуви составил более 400 миллионов пар в год. Если сравнивать с другими потребительскими отраслями — автомобильной, товарами длительного потребления, — то, конечно, обувной рынок в кризис просел незначительно: по итогам последних двух-трех лет снижение составило 15–18 процентов в натуральном выражении. В рублевом выражении он как был 1,2 триллиона рублей в 2014 году, так и остался в 2015-м. Понятно, что в валютном выражении рынок сократился.

При этом мы видим, что уменьшился импорт: если в докризисные годы доля импортной обуви на российском рынке составляла 80 процентов, то сегодня она уже меньше 70 процентов. В ближайшие два года соотношение импорта и внутреннего производства будет где-то 65 на 35 процентов.

— Прогнозируете ли вы дальнейшее снижение спроса на обувь?

— Сейчас у нас потребление — две пары на человека в год. До кризиса, на начало 2014 года, было 2,8 пары. В ЕС примерно пять пар, в США — 6–8 пар на человека в год. У нас потребление должно быть не менее пяти пар, потому что суровый климат, часто меняется погода. С ростом доходов населения потребление обуви будет однозначно прирастать. Две пары в год — это самый низ потребления, дальше уже падать невозможно, это норма физического износа. Если взять статистику по кризисным годам (1998-й, 2008-й), то ниже двух пар на человека мы никогда не падали.

Меняется и структура рынка. Люди экономят и покупают более практичную обувь, стали отказываться от каких-то товарных групп — обуви по случаю, праздничной обуви. В хорошие времена женщины все это покупали, сейчас нет. Мы переходим на ассортимент 2000-х годов с точки зрения функционала, обувь теперь одноцветная, черная, простая, универс

СПРАВКА О КОМПАНИИ

Группа компаний «Обувь России» — федеральная обувная компания, входит в пятерку крупнейших обувных ритейлеров страны. Основана в 2003 году, головной офис находится в Новосибирске. Основные бизнес-направления — обувное производство, розничная и оптовая торговля обувью и сопутствующими товарами. «Обувь России» развивает пять обувных сетей: Westfalika (монобренд, среднеценовой сегмент), «Пешеход» (мультибрендовый обувной супермаркет), Emilia Estra (shoes boutique), Rossita (магазин для всей семьи) и Lisette (салоны модной обуви). Обувная сеть «Обуви России» сейчас насчитывает более 450 магазинов более чем в 100 городах. Выручка компании в 2015 году по РСБУ составила 9 млрд рублей, чистая прибыль — 1,3 млрд рублей.