Импортозамещение невозможно

Русский бизнес
ТУРИЗМ
«Эксперт» №30-33 (996) 25 июля 2016
Представители российского турбизнеса не смогли использовать «льготный» период — без турецких и египетских направлений. Открытие Турции вновь заморозит качественное развитие отечественного туризма
Импортозамещение невозможно

30 июня для российских туристов было вновь открыто турецкое направление, и Ассоциация туристических организаций России (АТОР) тут же спрогнозировала, что до конца сезона на турецких курортах отдохнут несколько сотен тысяч россиян. При этом в ассоциации сообщили, что это не должно создать проблем черноморским курортам и прочим российским направлениям. Однако резкого увеличения объема продаж путевок в Турцию пока не произошло. Но объясняется это отсутствием чартерных рейсов, это единственный сдерживающий фактор. Сейчас приходится летать регулярными рейсами, что значительно увеличивает стоимость путевки.

Как отмечает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, стоимость недельного тура в Турцию с размещением в трехзвездочной гостинице по системе «все включено» будет стоить от 40 тыс. рублей на человека. «После запуска чартеров цены могут упасть на 25–30 процентов, до 28–30 тыс. рублей. После снижения цены турецкое направление может ожидать взрывной спрос», — рассказала г-жа Ломидзе.

Однако, как отмечают эксперты, в ближайшее время препятствием для возобновления чартерного сообщения станет обеспечение безопасности российских пассажиров в турецких аэропортах. Проблема безопасности обострилась после очередного теракта в аэропорту Стамбула в июне. Минтранс ждет от турецкой стороны гарантий обеспечения полной безопасности российских туристов, поэтому возобновление чартерных рейсов может быть отложено.

В 2015 году, по данным турецкого министерства культуры и туризма, в Турции побывало 3,649 млн россиян, а с начала 2016 года — 138 тыс.​, что примерно на 83% меньше, чем за аналогичный период 2015 года (тогда было около 802 тыс.).

И конечно, восстановления прежних объемов турпотока в Турцию по итогам 2016 года ожидать не стоит, даже при возоб­новлении чартерных рейсов. Даже скромных ожиданий турецкой стороны, 700–800 тыс. туристов к окончанию сезона, эксперты АТОР не разделяют: по их оценкам, будет максимум 300 тыс. человек.

На фоне восстановления туристических отношений с Турцией поднят вопрос о возобновлении перелетов в Россию и Египет. 14 июля в Москве побывала парламентская делегация, которая обсудила с российской стороной — с депутатами Госдумы — восстановление авиасообщения. Однако российская сторона в ближайшее время не готова идти на решительные шаги в этом направлении. Как ранее заявлял министр транспорта РФ Максим Соколов, свои замечания по итогам последней проверки аэропортов Египта российские эксперты отправили в Каир еще в апреле и до сих пор не получили отчета. Тем не менее власти Египта не намерены прекращать попыток, и в конце июля Москву должен посетить генеральный прокурор Египта Набиль Садек, чтобы обсудить выполнение его страной мер авиабезопасности.

Сложная конкуренция

Некоторые аналитики все же связывают задержку возобновления чартеров с намерением минимизировать негативные последствия для российских курортов. Очевидно, что турецкие власти хотят всеми силами восстанавливать туристический поток. Поэтому, по мнению многих экспертов тури