Южная дуга

Тема недели
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
«Эксперт» №30-33 (996) 25 июля 2016

На основном направлении российской внешней политики — европейском — ситуация постепенно складывается в пользу Москвы. Пережив серьезный прессинг 2014 и 2015 годов, Россия вынуждает Европу идти ей на уступки и начинать процесс нормализации отношений. ЕС все ближе и ближе подходит к тому, чтобы согласиться с таким предложением, — во многом потому, что отказываться от него уже нельзя. Слишком много проблем навалилось на Евросоюз, слишком на многих фронтах он воюет. Тогда как у РФ, наоборот, получается сконцентрировать все усилия на западном направлении (и даже сирийская кампания является частью этого направления). Однако последние события на южных и юго-западных рубежах показали, что, возможно, России придется уделить пристальное внимание этим регионам.

Конечно, переворот в Турции, теракт в Армении и бандитскую вылазку предположительно исламских террористов в Казахстане сложно назвать звеньями одной цепи или же преднамеренной серией ударов по России. Они просто случились одновременно. С одной стороны. С другой же многие эксперты и политологи считают, что юг требует не меньшего внимания, чем запад или восток. И что основная угроза безопасности, а то и территориальной целостности РФ будет исходить именно с юга.

С Турцией проще всего. Турецкий бунт являлся прямым следствием весьма противоречивой внутренней и внешней политики турецкого президента, которая привела его страну к бедам и изоляции. Однако, несмотря на все это, Кремлю выгодно поддержать турецкого лидера и даже ответить на его инициативы по нормализации российско-турецких отношений. Москве не нужен ни приход к власти в Турции прозападных военных, ни тем более развал турецкого государства, что создаст колоссальную зону нестабильности на Южном Кавказе.

В Армении же ситуация, похоже, становится весьма серьезной. Местные власти теряют популярность. Когда их политические противники доводят протест до терактов, часть населения поддерживает такой радикализм и рассматривает захват полицейского участка как отчаянный протест, а не как безусловно подрывной акт. Претензии предъявляются президенту Армении Сержу Саргсяну, который, по мнению оппозиции, не смог обеспечить стране ни общественно-экономического развития, ни безопасности. При этом в Армении активно работают западные эмиссары, что уже традиционно для постсоветского пространства. Замерцало оранжевым цветом.

Эта нестабильность отражается и на имидже Москвы. В умах многих армян Москва идет в связке с армянским президентом. Радикализация оппозиции может сопровождаться антироссийскими настроениями.

Что же касается серии терактов в Казахстане (последним из которых был расстрел полицейских), то она является следствием усиления в регионе радикальных исламистов. Похоже, Нурсултан Назарбаев принял решение — начать процесс постепенной либерализации Казахстана. И лучшее, что может сделать Россия для борьбы с зеленой чумой, — стимулировать другие страны региона последовать примеру казахского коллеги.