Произведение амбиций на креатив

Русский бизнес
Проект
«Эксперт» №41 (1003) 10 октября 2016
На банковском рынке в активной стадии развития находится проект создания опорного банка по работе с малым и средним бизнесом национального масштаба. Скептиков и недоброжелателей у проекта, как и серьезных рисков неудачи, предостаточно. Но сам замысел красив — создать чисто рыночную машину по кредитованию МСБ в значительной степени за счет его же средств. И заодно развить с нуля новый сегмент финансового рынка емкостью в сотни миллиардов рублей
Произведение амбиций на креатив

На первый взгляд проект кажется, мягко говоря, экзотическим. Речь идет о слиянии в единый финансовый институт для работы со средним и малым бизнесом четырех банков из первой сотни — «Восточного экспресса», «Юниаструма», Кредит Европа банка и МСП-банка. Банков, не сильно совпадающих сегодня ни в стратегии, ни в бизнес-модели, ни в акционерной структуре. Не говоря уже о том, что последний, будучи дочерней структурой ВЭБа и Федеральной корпорации по развитию МСП, является скорее не коммерческим банком, а банком развития. При этом инициаторы альянса уверенно заявляют, что в ближайшем будущем (два-три года) они доведут объемы доводимых до малых и средних компаний кредитных ресурсов до 300 млрд рублей, причем по приемлемым ставкам, сопоставимым с теми, что получают в гомеопатических дозах счастливые участники льготной программы госкредитования, идущей через МСП-банк.

Наблюдатели немедленно назвали проект маниловщиной, а наиболее «прозорливые» начали рассуждать, хватит ли инициатору проекта административно-лоббистского ресурса для выбивания государственных денег на его реализацию. Однако, забегая вперед, вынуждены разочаровать скептиков: к выбиванию и распределению средств бюджета проект вообще не имеет отношения. Это чисто рыночная история, которая если и не «выстрелит», то исключительно по причинам рыночного свойства или бюрократических процессов.

Затакт

Выскочек не любит никто, а уж банкиры — подавно. Поэтому когда осенью прошлого года основатель и глава консультационной группы «НЭО Центр», один из активных функционеров Агентства стратегических инициатив Артем Аветисян удачно вышел на банковский рынок, купив на очень выгодных условиях продаваемый киприотами Юниаструмбанк, завистников у него хватало. Банк имел довольно заметную МСБ-клиентуру, но находился в очень непростом финансовом положении.

Однако для покупателя «Юниаструм» оказался вовсе не игрушкой. Аветисян капитализировал банк, сменил значительную часть управленческой команды, начал чистить баланс, выстраивать бизнес-процессы. С марта 2016 года «Юниаструм» начал показывать стабильную прибыль от операционной деятельности.

Но это, как выясняется теперь, было лишь прелюдией к настоящей истории. В мае «Юниаструм», входит в капитал банка «Восточный экспресс» (24,99%), некогда «звездного» розничного монолайнера, который, как и многие розничные банки, после экономического кризиса и убытков последних трех лет находился на переломе своей судьбы (подробно его историю читайте в материале «Расцепленный состав», «Эксперт» № 11 за 2016 год). «Юниаструм» вместе с основным акционером банка «Восточный» Baring Vostok поддержали «Восточный», вложив в его капитал 3 млрд рублей в рамках дополнительной эмиссии. А летом Аветисян обнародует план не просто слияния с «Восточным», но дальнейшего расширения альянса с включением в него дочернего турецкого банка «Кредит Европа» и государственного МСП-банка с целью создания опорного банка национального масштаба по обслуживанию компаний малого и среднего бизнеса.

За прошедши