Как подготовиться к революции

Русский бизнес
Новый бизнес
«Эксперт» №43 (1005) 24 октября 2016
— На что делаете ставку? — На дальнейшую популяризацию 3D-печати. Вектор развития уже задан, все больше бизнесов используют 3D-печать в своей деятельности. Оборудование дешевеет год от года. В школьное образование вводится предмет «Технология», одним из необходимых элементов оборудования там является 3D-принтер.
Как подготовиться к революции

Если несколько лет назад 3D-принтер стоил миллионы, то сейчас его цена начинается от 20 тыс. рублей. Принцип такого печатного станка — слой за слоем вырастить реальный предмет из его виртуального трехмерного изображения в соответствующем компьютерном редакторе. Цвет и материал выбирает потребитель. Печатать сегодня можно из чего угодно, цены доступные, спрос только увеличивается. Потребительская эйфория относительно печати вазочек, цветочков и браслетиков позади, 3D-печать сосредоточилась на промышленных и околопромышленных потребителях, нуждающихся в быстром выводе на рынок новых продуктов.

Российская компания REC первой успела оседлать восходящий тренд и в 2013 году начала с производства расходных материалов для 3D-печати по самой дешевой и быстроразвивающейся технологии FDM (моделирование методом наплавления), а потом начала продавать 3D-принтеры, занялась их обслуживанием и ремонтом, наладила 3D-моделирование и забрала сферу 3D-печати на заказ.

Их история

«Просто прочитали», — говорят предприниматели. Когда отовсюду только и слышишь: «3D-печать, 3D-принтер» — значит, что-то в этой сфере происходит, решили Никита Гаврилов и Михаил Шишкин.

К тому моменту, когда предприниматели услышали о новом направлении, у них уже имелся опыт производства пенобетона и кирпича. Какая разница, что производить, рассудили они.

«Мы поняли, что 3D-принтеры будут дешеветь, расходные материалы будут нужны. Никто в России их не производил, всё везли из Китая, США, Европы. К тому же у нас уже были специалисты разные, были полимерщики», — рассказывает Никита.

Расходные материалы для 3D-печати включают в себя целый ряд компонентов. Во-первых, сырье. Чтобы производить его, требуются серьезные инвестиции. Предприниматели пытались пойти по пути «все отечественное»; это удешевило бы конечный товар, но по качеству просели бы. Поэтому вынуждены закупать европейское и южнокорейское сырье.

«Много времени потратили на подбор сырья. Проведя исследование зарубежных аналогов, мы получили условную формулу, которая давала представление, куда идти. Но чтобы туда двигаться, нужно потратить много денег и времени, чтобы под каждое сырье полсотни марок протестировать. Получалось, из всего, что можно произвести на нашем оборудовании, только десять процентов обеспечивали хороший результат».

На то, чтобы во всем разобраться, ушел целый год. «Первым делом мы, естественно, купили 3D-принтер, чтобы можно было тестировать все наши материалы. Купили оборудование. Его нам сделали на заказ здесь, в России. Но так как мы не знали точно, что заказывать, то неправильно написали техзадание, многого не учли. Потом очень долго тестировали материалы, чтобы они печатали на принтере. Очень много перебирали марок сырья, потому что, естественно, рецепта никакого нигде нет. Многим кажется, что расходный материал — это нить для триммера, намотанная на катушке. И очень много накрылось компаний, которые думали, что делать эту нить для веников каких-то или для 3D-принтеров — одно и то же. На самом деле это очень