Новая частная

Русский бизнес
АВИАЦИЯ
«Эксперт» №43 (1005) 24 октября 2016
Авиакомпания «Азимут» призвана помочь развитию региональных авиаперевозок, способствовать поддержке отечественного авиапрома и расширению бизнеса аэропорта Внуково
Новая частная

Уже со следующего года между южными городами и центром страны начнет летать новая региональная авиакомпании «Азимут». Ее парк будет состоять исключительно из SSJ100. А одним из инвесторов станет главный акционер аэропорта Внуково Виталий Ванцев. Очевидно, что этот авиаперевозчик призван не столько помочь развитию региональных авиаперевозок, сколько обеспечить Внуково дополнительный пассажиропоток. Однако этих целей можно достичь не ранее чем через три года. А до этого времени проект будет убыточным. Это признают и чиновники, и инвесторы, и отраслевые эксперты, которые особо подчеркивают, что деятельность региональных авиакомпаний сегодня практически повсеместно нерентабельна. «За последние десять лет свою деятельность прекратили более ста авиакомпаний. Первая пятерка сегодня контролирует около 80 процентов всего рынка, — говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. — Очевидно, что консолидация продолжится и впредь. Так что решить проблему авиаперевозок на юге страны вполне можно за счет уже действующих игроков».

А президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (РАЭВТ) Владимир Тасун обращает внимание на то, что рост пассажиропотока у некоторых перевозчиков произошел только за счет банкротства «Трансаэро». Новых пассажиров привлечь не удалось. За первые шесть месяцев 2016 года на внутренних направлениях авиакомпании получили 22 млрд рублей убытков. Правда, за тот же период прошлого года убытки составляли 31 млрд рублей. Но тогда не было эффекта от снижения ставки НДС с 18 до 10%. То есть ситуация на внутреннем рынке крайне неблагоприятная. 

Однако эти обстоятельства, похоже, никак не влияют на решимость властей реализовать новый социальный авиапроект. Даже несмотря на то, что на первых порах он будет функционировать за счет помощи федерального центра. Власти очень заинтересованы в увеличении транспортной доступности регионов, а также в поддержке отечественного производителя — «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС). Не случайно идея создания специальной авиакомпании под «суперджеты» обсуждалась не один год. 

Давно вынашивал планы создания частной авиакомпании, работающей на южном направлении, и совладелец Внуково. Еще в 2014 году вместе с бывшим заместителем гендиректора авиакомпании «Якутия» Павлом Удодом он зарегистрировал авиакомпанию под брендом «Азимут». Затем партнеры два года изучали рынок и сочли его перспективным: между многими богатыми южными городами нет прямого авиасообщения, а россияне все чаще предпочитают отдыхать внутри страны.

В результате между правительством и потенциальными инвесторами была достигнута договоренность. Первым о проекте «Азимут» в конце сентября рассказал глава Минтранса Максим Соколов. По его словам, участие государства в капитале новой компании не предусмотрено. Но закупку и эксплуатацию SSJ100 будет финансировать Минпромторг и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), которую правительство в 2015 году докапитализировало на 30 млрд рублей с целью развития опе