Цель школьного образования — знания и развитие

Наука и технологии / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Известный математик, член корреспондент РАН Юрий Нестеренко рассказывает о целях образования, о математике в школе, о ЕГЭ, о системе liberal arts и о том, чего он ждет от нового министра образования и науки
Иллюстрация: КОНСТАНТИН БАТЫНКОВ

Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева своим приказом от 17 октября освободила Алексея Семенова от должности исполняющего обязанности ректора Московского педагогического государственного университета. Деятельность Семенова, академика РАН и Академии образования, все три года его ректорства в МПГУ вызывала широкую дискуссию в педагогических и научных кругах. Еще в апреле состоялась его пресс-конференция, в которой также принял участие Константин Зискин, директор института «Высшая школа образования и когнитивных наук» (подразделения МПГУ, отвечающего за подготовку и переподготовку школьных учителей), на которой они обнародовали свои взгляды на дальнейшие изменения в системе школьного образования. Взгляды оказались настолько радикальными и не укладывающимися в привычные представления о сущности школьной системы, что на них сочло необходимым откликнуться бюро Отделения математических наук РАН, традиционно принимающее активное участие в дискуссиях о реформах российского образования*. Конечно, это не случайно. Наше математическое образование считается одним из лучших, а российская математическая школа — одной из сильнейших в мире. И отечественные математики очень внимательно следят за всеми новациями в сфере образования, чтобы они не привели к потере достигнутых позиций.

Мы решили обсудить проблемы образования, в первую очередь математического, с заведующим кафедрой теории чисел механико-математического факультета МГУ, членом-корреспондентом РАН, членом бюро Отделения математических наук РАН Юрием Нестеренко, который к тому же непосредственно вовлечен в школьное образование, поскольку возглавляет ученый совет школы-интерната имени А. Н. Колмогорова МГУ. Его научные результаты отмечены премией имени А. А. Маркова РАН, международными премиями Островского, Общества Харди—Рамануджана и Александра фон Гумбольдта.

— Юрий Валентинович, в чем причина столь острой реакции бюро Отделения математики на эту пресс-конференции, что оно даже сочло необходимым принять специальное заявление? Казалось бы, все, что там было сказано, мы слышим уже много лет.

— На пресс-конференции было объявлено, что в перспективе в школах будет отменена классно-урочная система, не станет звонков с уроков и на уроки, школьникам перестанут ставить отметки, родительские собрания будут проводиться в электронной форме. То есть речь шла о новом витке радикальных реформ. Так что одной из причин было естественное беспокойство за судьбу образования в стране. Наша система школьного математического образования настолько ослаблена многочисленными реформами, что подобные шаги неминуемо приведут к ее полному разрушению.

Естественным было желание членов бюро отмежеваться от новых идей реформирования российского образования, так как легко было бы счесть, что они поддерживаются всем академическим сообществом, ведь академик Алексей Львович Семенов — член бюро Отделения математических наук РАН. Позволю себе процитировать отдельные места из заявления бюро. «Причину нынешнего кризи

*http://omn.ras.ru/news/newsdetails.html?ed=162328. Здесь же приведен отчет «Интерфакса» о пресс-конференции.

**Беккер Дж. Что такое либеральное образование и чем оно не является // Проблемы либерального образования: Сборник статей. СПб., 2012. См. также http://artesliberales.spbu.ru/about/liberal/liberal_education.

***Тамара Ляленкова, Интеллектуальная оснастка для свободных людей, см. http://www.svoboda.org/a/26887314.html.

**** Юрий Валентинович просил указать, что он весьма признателен акад. А.Н. Паршину, указавшему ему свою статью, где содержатся эти цитаты - Можно ли сопротивляться вторжению библио- и прочей- метрики? И если да, то как? - Журнал современной философии Сократ, 2016, n 5 (http://socrat-online.ru/category/mains/next/3). Там же указаны ссылки на первоисточники.

*****http://www.raexpert.ru/rankings/school/2016/.

****** https://ria.ru/sn_edu/20161005/1478479572.html.

********Постановление Совета Министров СССР № 903 «Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля», 23.08.1963.

*********Постановление Совета Министров СССР № 1241 от 21.10.1988 г. «Об организации специализированных учебно-научных центров Московского и Новосибирского государственных университетов».