ЗОЖификация страны

Русский бизнес
ФИТНЕС
«Эксперт» №47 (1008) 21 ноября 2016
Индустрия фитнеса в России и российского фитнеса за рубежом не только остается весьма прибыльным делом, но, благодаря, интернету и демократизации процесса, становится все более и более доходной
ЗОЖификация страны

Все вокруг бегут, гоняют на велосипедах, плывут в открытой воде, а если и нет, то постят фотографии в социальных сетях из тренажерного зала, c татами или ковриками для йоги. Менеджеры теперь уходят из офиса работать тренерами, издатели бизнес-литературы пишут книги о триатлоне, а консультанты заставляют других бегать. Заниматься физкультурой стало модно. Индустрия фитнеса и спорта растет, несмотря на кризис. Идеи, работающие на отечественном рынке, приживаются за рубежом и становятся экспортным продуктом. Компании, продвигающие физкультуру в массы, взвалили на себя миссию по изменению страны и отдельного гражданина в лучшую сторону.

Объем российского рынка спортивного образа жизни оценивается в 100 млрд рублей (1,6 млрд долларов). Это пока мизер, составляющий чуть меньше 2% мировых расходов на здоровый образ жизни. По данным Международной ассоциации фитнеса и спорта (International Health, Racquet & Sportsclub Association, IHRS) мировой рынок фитнеса оценивается в 81 млрд долларов. На нашей планете сейчас работают 187 тыс. спортивных клубов и студий, а ходят в них 151 млн человек. Проникновение спорта в жизнь россиян IHRS оценивает всего лишь в 1,7%, это в два раза меньше, чем в Румынии, и в девять, если сравнивать с Норвегией (см. таблицу 1). Получается, что только 2,5 млн россиян покупают карты в фитнес-клубы. Чем же занимаются остальные?

По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в 2013 году (к сожалению, позже исследование «Физкультура и спорт в жизни россиян», не проводилось) занимаются спортом 25% россиян, 75% — не занимаются. Однако часть из этих неактивных граждан мечтает заниматься — 22%, но им мешает лень и нехватка времени. Самые популярные виды физической активности — посещение тренажерного зала или фитнес-клуба, бег и плавание (см. график 2). Некоторые еще увлекаются лыжами и альпинизмом, а другие делают зарядку каждый день по пятнадцать минут и больше. Вы верите в зарядку?

Если ориентироваться на ФОМ, то портрет занимающегося спортом россиянина таков: мужчина 18–30 лет с высшим образованием, с доходом от 20 тыс. рублей, живет в городе-миллионнике. А вот портрет нашего соотечественника, спортом не занимающегося: старше 46 лет, доход менее 20 тыс. рублей, живет в городе с населением менее 50 тыс. человек.

Российский рынок небольшой по мировым масштабам, зато с большим потенциалом. Игроки ждут, что в ближайшие три-пять лет он как минимум удвоится. Стартом здорового образа жизни в России можно назвать 1990 год, когда в Москве на улице Житной открылся первый премиум-клуб World Class. С самого начала рынок развивался в премиальном сегменте, и до сих пор дорогие клубы занимают большую часть рынка. С 1990 года индустрия, растущая с нуля, увеличивалась на 30% ежегодно, и даже сейчас, когда большая часть рынков падает, фитнес продолжает расти. Прогнозируется, что в 2016 году он увеличится на 15%, и этот процент в цеху считается кризисным. Хотя даже китайский рынок растет на 11,8% (см. таблицу 2).

Следующая важная точка в развитии инд