Кто победит: большие данные или материаловедение

Тема недели
Москва, 28.11.2016
«Эксперт» №48 (1009)

Иллюстрация: КОНСТАНТИН БАТЫНКОВ

На прошлой неделе информационные потоки сошлись таким образом, что все говорили о новой технологической революции, в которую должна «вписаться» Россия. Например, глобальная McKinsey опубликовала список из двенадцати подрывных технологий, которые принципиально изменят экономику уже через десять лет. Самый большой потенциал изменений компания видит в мобильном интернете и автоматизации умственного труда. Более традиционным технологиям, таким, например, как материаловедение или новые методы добычи нефти и газа, в будущем «пироге» добавленной стоимости места нет.

Того, что сейчас происходит бурное развитие информатизации, которая теперь захватывает не только потребительский сегмент, но и сегмент индустриальный, не замечать нельзя. Более того, это логично с точки зрения теории длинных циклов. Мировая величина в этой области профессор Гарварда Карлота Перес в своих работах утверждала, что переход от стагнации к росту в новой волне произойдет тогда, когда тысячи предпринимателей найдут способ зарабатывать на главной инновации этой волны — информационных технологиях. Более того, известнейший американский консультант (тоже звезда) Том Питерс в своей книге «Wow идеи» (вышедшей в 2012 году), писал, что если в деле производительности индустриального труда западные компании достигли едва ли не предела, то в части менеджерских операций — управление продажами, бухгалтерией — остается огромное количество резервов. И чтобы стать эффективными, компаниям следует заняться этими опциями. Информационные технологии, «большие данные» действительно открывают огромные возможности для совершенствования бизнес-процессов, и не пользоваться ими теперь нельзя. А распространение систем многомерного моделирования с использованием больших баз данных позволяет даже обычным инженерам и конструкторам разрабатывать и запускать в производство новую и в чем-то совершенную продукцию. Но стоит ли забывать о материаловедении? Для нас, в России, это очень непраздный вопрос.

На прошлой неделе Дмитрий Песков из АСИ, указывая на новые угрозы нашему развитию, заметил, что «цифровая платформа Alibaba 16 ноября этого года продала товаров на 17,6 миллиарда долларов за один день. Это 140 тысяч сделок в одну секунду». И это действительно суперрезультат, серьезное достижение цифровой революции. Но позволим себе задаться вопросом: почему Alibaba сделал именно китайский учитель? На какой неинформационной платформе зиждется его успех? В изрядной степени этот успех — следствие того, что Китай пять десятилетий подряд становился и стал-таки главной мировой фабрикой. Alibaba — плод не только информационной революции, но и индустриализации Китая. И наоборот, какой бы гений информатизации сегодня в России ни создал интернет-магазин, он не сможет и на тысячную часть приблизиться к Alibaba. Почему? Потому что в России ему не с кем заключать контракты на поставку, не под кого строить логистические центры и наращивать свою торговую компетенцию, с которой только он и может начать захватывать мир.

И что же, бросить всю эту технологическую гонку? Нет. В отличие от потребительского мира в мире индустрии она только начинается. В этом же номере, второй статьей в теме недели, мы разместили интервью с уральским предпринимателем, которые разрабатывает новые материалы для аккумуляторов. Его разработка способна составить конкуренцию электродвигателям Илона Маска. Более того, ученый объясняет, что способ, которым идет Илон Маск, собирание большого элемента из малых (свойственный подходу «больших данных»), может оказаться вообще тупиковым для развития электромобилей, так как он не учитывает свойств материй и многих других «приколов» реального мира. Уральская новация, которую они, естественно, предлагали нашим грандам индустрии, тех не заинтересовала, зато заинтересовала крупнейшего в мире производителя аккумуляторов — китайскую корпорацию. На ее деньги она и будет развиваться.

Так что китайцы, уже имеющие Alibaba, о материаловедении не забывают. И нам бы, если бы были людьми добрыми, тоже не посоветовали бы.

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (1009) 28 ноября 2016
    Вкалывают роботы - счастлив человек
    Содержание:
    Что сулит миру мир интернет-вещей

    Мы стоим на пороге новой экономики: интернет и связанные с ним технологии принципиально преобразят нашу индустриальную, производственную (а не потребительскую) жизнь. Это сулит нам колоссальный рост эффективности. Но что будет с человеком — он будет потреблять или производить и творить?

    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама