О попытке сказать хоть часть правды

Разное
Фото: Эксперт

Школы — и ученики, и учителя — забеспокоились: объявлено, что в апреле-мае будущего года, то есть буквально накануне сдачи ЕГЭ, одиннадцатым классам будет предложено написать министерские контрольные (всероссийские проверочные работы — ВПР) по физике, химии, биологии, географии и истории. Объявление со всех сторон обложено мягкими подушками. Во-первых, испытание не будет обязательным: проводить ли ВПР, будет решать сама школа. Во-вторых, итоги испытания, какими бы они ни оказались, детям не навредят: они «не должны учитываться при выставлении годовых отметок по предметам или при получении аттестата о среднем общем образовании». В-третьих, задания обещают ориентировать на проверку базовых элементов учебного предмета, «важных для общего развития ученика и его жизни в обществе», то есть сложными контрольные заведомо не будут. Но и со всеми утешениями новость вызвала у многих настоящую панику. В сети висит уже две петиции с требованием отменить «дополнительные экзамены» — от родителей и от самих школьников; под обеими уже многие тысячи подписей. Паника эта весьма информативна: она заранее, до проведения министерских контрольных, открывает о положении дел в школе много больше правды, чем образовательное начальство хочет показать с помощью своего нововведения.

В наших школах отменены выпускные экзамены, что с неизбежностью привело к отвратительным результатам: в школах перестали как следует и учить, и учиться. (Здесь и далее имеются в виду, конечно, не все школы России, но их большинство: по разным оценкам, от десяти до пятнадцати процентов нынешних «образовательных учреждений» остаются ещё школами и в сколько-нибудь полном смысле слова учат.) Школы натаскивают к ЕГЭ; по тем предметам, по которым ученик не будет сдавать ЕГЭ, он не учится почти официально, а учитель почти официально его не учит. По предметам же, где ЕГЭ предстоит, подавляющую часть времени идёт чистая муштра: от ученика добиваются бесперебойного выполнения простейших частей экзаменационного задания, гарантирующих, в зависимости от амбиций конкретных лиц, тройку или четвёрку. В итоге познания выпускников средней школы (ещё раз: пока не всех школ, но уже их большинства) всё меньше отличаются от познаний выпускника школы начальной. Вот скудость познаний школьника вне избранных им для ЕГЭ предметов и должны будут аккуратненько, со всеми реверансами и оговорками, открыть миру контрольные работы будущей весны.

Протесты же против ВПР показали кое-что и сверх этого. Почитайте эти гневные речи. Люди чёрным по белому пишут, что даже то немногое, что сегодняшняя школа считает своим делом, то есть подготовку ученика к ЕГЭ, она сделать не в состоянии: «для получения высшего балла на ЕГЭ необходимо нанять два, а может и три репетитора» (обратите внимание: для автора петиции репетиторы суть фигуры неодушевлённые). А значит, и для прохождения пяти новых «дополнительных экзаменов» придётся нанимать репетиторов (в обещанное вегетарианство ВПР люди верить отказываются), а те берут по тысяче-полторы рублик